Черкасова С.А. (г. Тула)
- Подробности
-
Обновлено 15.12.2014 10:53
-
Просмотров: 6364
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ МИГРАНТОВ И ИХ СЕМЬЯМ
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ №13-16-71005а/Ц
УДК 159.922
English verson:
Аннотация. В статье рассматривается система помощи детям из семей мигрантов и их родителям. Дается краткий обзор психологических особенностей детей вынужденных мигрантов, а также программа психокорекционной помощи. Также описывается система помощи семьям по адаптации в российской образовательной среде.
Ключевые слова: дети мигрантов, семьи мигрантов, межэтническое взаимодействие, тревожность, коррекционно-развивающая работа.
Об авторе
Ссылка для цитирования
Социальная ситуация вынужденной миграции оказывает влияние на психологическое развитие ребенка. Исследователями отмечаются следующие психологические особенности детей-беженцев и мигрантов. Во-первых, высокий уровень посттравматического стресса (ПТСР), который более всего характерен для вынужденных переселенцев – беженцев, поскольку бегство всегда вызвано военными действиями, жестокостью, преследованиями, каждый ребенок-беженец проходит через травматический опыт, вызывающий характерные симптомы (Вострокнутов Н.В., Макарчук А.И., Тарабрина Н.В., Черепанова Е.М., Щепина А.В. и др.). Но и для детей из семей мигрантов характерны повышенная тревожность и страхи. Во-вторых, для ребенка характерен «культурный шок» [1]. Проблема культурной «раздвоенности», конфликта ценностей, а также другие трудности, связанные с необходимостью социокультурной адаптации к изменившимся социальным условиям затрагивают каждого ребенка-мигранта (Вершок А.Б., Фарнхем А., Бочнер С.). В-третьих, исследователи отмечают, что у такого ребенка присутствует ощущение «утраты», «несчастности». Главной утратой и, соответственно, главной мечтой для них является «дом» как символ экзистенциальной защищенности (Ахерн Ф., Грининг П.). В-четвертых, многие дети-мигранты «педагогически запущены», они часто обделены заботой взрослых. Ситуация миграции «переключает» внимание родителей на проблемы, связанные с материальным и физическим выживанием семьи, повышает внутрисемейную напряженность (Вершок А.Б., Володина И.С., Шарова О.С.). Все это приводит к серьезным отставания в познавательном и эмоционально-волевом развитии, психологическому инфантилизму и прочим нарушениям развития, не связанным с органическими поражениями ЦНС.
У детей-мигрантов значимо больше встречается страх наказания; распространенность этого страха у детей не мигрантов в несколько раз ниже, что объясняется традиционным стилем общения с взрослыми. Значимо больше распространен среди детей – мигрантов страх боли, что, скорее всего, связано с большей степенью выраженности телесного сознания у представителей восточной культуры [1].
С целью оказания психологической помощи детям и семьям мигрантов были разработаны коррекционно-развивающие программы, призванные нивелировать психоэмоциональные, личностные и поведенческие нарушения, вызванные миграцией и новыми социокультурными условиями.
Цель программы психологической помощи детям это создание благоприятных психологических условия для гармоничного всестороннего развития детей-мигрантов в период социокультурной адаптации.
Задачи:
- Развитие позитивной самооценки.
- Снижение уровня личностной тревожности.
- Коррекция страхов.
- Обучение ребёнка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
- Обучение ребёнка техникам и способам управления собственным гневом.
- Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
- Обучение ребёнка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
- Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
- Формирование навыков конструктивного взаимодействия между собой и представителями других этносов.
- Развитие эмпатии.
Для того чтобы результат работы с детьми-мигрантами был устойчивым, коррекция должна носить не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данной категории детей.
Важно, чтобы работа с детьми-мигрантами начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованиям, боли) и коррекции страхов. Ребёнок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приёмами, позволяющими выработать навыки конструктивного общения между собой и представителями других этносов, а также к развитию адекватной самооценки. В работе с подростками – мигрантами наиболее эффективной является групповая форма работы, т.к. с точки зрения коррекционного и развивающего результата она обладает большими потенциальными возможностями. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств:
- умение выработать совместное решение;
- терпимость к другим мнениям и позициям;
- необходимость поиска компромиссов;
- способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- стремление к диалогу;
- умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы.
Работа по программе построена с учётом принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.
В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком – мигрантом в ходе совместной работы:
- контакт с ребёнком.
- уважительное отношение к личности ребёнка и его этносу.
- положительное внимание к внутреннему миру ребёнка.
- безоценочное восприятие личности ребёнка, принятие его в целом, социокультурных особенностей этноса.
- сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Каждое коррекционное занятие состоит из 3-х этапов: вводной части, основного содержания и заключения. Для каждого этапа отведено определённое время, сформулированы задачи, представлены средства проведения, а также определена роль ведущего. Следующие апробированные методы работы использованы при реализации нашей коррекционно-развивающей программы:
- групповой тренинг;
- библиотренинг;
- дискуссии;
- мозговые штурмы;
- беседы;
- ролевые игры;
- психогимнастика.
Таблица 1
Тематический план проведения коррекционно-развивающей программы
№
п/п
|
Цель занятия
|
Основное содержание
|
упражнения
|
выполняемые действия
|
1
|
Обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом. Развитие доброжелательности.
|
1.Представление
2.Пластическое изображение гнева
3.Рисование собственного гнева
4.Будте добры
|
1.Оформление карточки визитки
2.Пластическое изображение гнева
3.Рисунок, лепка
4.Работа с памятью
|
2
|
Обучение ребёнка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагирование всей ситуации в целом.
|
1.Пожелания
2.Галерея
негативных портретов (А)
3. Галерея
негативных портретов (Б)
4. Галерея
негативных портретов (В)
5.Письма гнева
|
1.Приветствие
2.Работа с воображением
3.Работа с воображением, обсуждение
4.Обсуждение портретов
5.Написание письма
|
3
|
Обучение ребёнка отреагированию собственного гнева, обучение контролю за своими агрессивными импульсами. Развитие симпатии и благодарности к окружающим.
|
1.Здравствуйте
2.Соознание гнева через сенсорные каналы
3.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (А)
4.Рецепт: как сделать ребенка агрессивным (Б)
5.Подарок соседу
|
1.Приветствие
2.Обсуждение гнева
3. Написание рецепта гнева
4. Обсуждение гнева
5.Памятное пожелание
|
4
|
Обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции). Установление определённых правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом.
|
1.Непослушные шарики
2.Ввод правил
3.Закрепление правил в ролевой игре
4. Сказка: «Сказка о Дрюпе Дрюпкине»
|
1.Игра с шариками
2.Ввод правил
3.Закрепление правил
4.Обсуждение сказки
|
5
|
Обучение ребёнка управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности.
|
1.Построимся?
2.Снежная баба
3.Апельсин
4.Сдвинь камень
5.Сказка «Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил»
|
1.Построения
2.Изображение снежной бабы
3.Релаксирующая гимнастика
4.Релаксирующая гимнастика
5.Обсуждение сказки
|
6
|
Обучение ребёнка управлению своим гневом, снижение уровня личностной тревожности.
|
1.Игра в мяч
2.Черепаха
3.Расслабление в позе «Морской звезды»
4.Когда душа поёт
5.Пожелания
|
1.Приветствие
2.Релаксирующая гимнастика
3.Релаксирующая гимнастика
4.Работа с воспоминаниями
5. Написание письма
|
7
|
Научить ребёнка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь ребёнку сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеале снять) деструктивные элементы в поведении. Развитие эмпатии.
|
1.Электрический ток
2.Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
3.Ролевая игра
4.Цветы в подарок
|
1.Вводная игра
2. Сочинение истории по картинкам
3. Ролевая игра
4.Прощание с предписанием положительных качеств участникам
|
8
|
Развитие социального доверия и мотивации к сотрудничеству
|
- Приветствие;
- Упражнение «Молекулы»;
- Работа с ассоциациями;
- Составление звездных систем;
- Упражнение «Кусочек планеты»;
- Рефлексия;
- Прощание.
- Приветствие;
- Упражнение «Передача энергии»;
- Упражнение «Ладошки»;
- Упражнение «Помогаем другому»
- Упражнение «Узор»
- Рефлексия;
- Приветствие;
- Упражнение «Электрическая цепь»;
- Упражнение «Моделирование ситуаций»
- Упражнение спина к спине;
- Упражнение «Моделирование ситуаций»
- Упражнение «Лицом к лицу»
- Рефлексия;
- Приветствие;
- Упражнение «Путанка»;
- Упражнение «Ладошки»;
- Упражнение «Я хожу в школу»;
- Рефлексия;
- Ритуал
- приветствия с мячом;
- Игры и упражнения
- Приветствие;
- Игра «Школа кенгуру»;
- Разыгрывание ситуаций для
- Упражнение «Поймай комара»;
- Рефлексия;
- Прощание.
- Приветствие;
- Игра «Что лежит в портфеле»;
- Игра «Школа для животных»;
- Упражнение «Волны»;
- Рефлексия;
- Прощание.
- Приветствие;
- Упражнение «Урок и перемена»;
- Игра «Школа для людей»;
- Упражнение «Полянка»;
- Рефлексия
- Прощание.
|
Ритуал приветствия с мячом;
Игры и упражнения
|
9
|
Отработка навыков взаимодействия на разных уровнях; развитие интереса к личности другого человека;
|
Прощание.
|
Ритуал приветствия с мячом;
Игры и упражнения
|
10
|
Тренировка умения выражать словами те эмоции, которые человек может испытывать
|
Прощание.
|
1.Вводная игра
2.Игра на доверия, обсуждение
3.Игра на взаимодействие
4.Игра, формирующая умение слушать
|
11
|
Развитие навыков взаимодействия
|
Прощание.
|
|
|
Разрядка школьной тревожности;
|
1. Приветствие;
2. Обсуждение правил общения в кругу;
3. Пересказ сказки;
4. Создание рисунков;
5. Рефлексия;
6. Прощание.
|
Вводная игра
2.Игра на доверия, обсуждение
3.Игра на взаимодействие
4.Игра, формирующая умение слушать
|
|
Проработка школьных страхов;
|
проработки школьной тревожности;
|
1. Ритуал приветствия с клубком
2. Сюжетная игра
3. Разыгрывание этюдов со школьными ситуациями (опрос, контрольная работа. Ответ у доски и т.д.)
4. Подвижная игра
5. Обсуждение занятия
|
|
Тренировка гибкости поведения;
|
|
Вводная игра
2.Игра на доверия, обсуждение
3.Игра на взаимодействие
4.Игра, формирующая умение слушать
5.Игра на формирование доверия
|
12
|
Развитие социальных эмоций.
|
1. Приветствие;
2. Упражнение «Зарядка»;
3. Чтение сказки «Неизвестный цветок»;
4. Инсценировка сказки в группах;
5. Рефлексия;
6. Прощание.
|
Вводная игра
2.Рисование поступков, обсуждение
3.Обсуждение сказки
4. Инсценировка сказки
5.Обсуждение занятия
|
13
|
Научить ребёнка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации. Помочь ребёнку сформировать навыки конструктивного поведения. Расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации.
|
1.Приветствие
2.На ошибка учатся
3.Сказка: «Детская демократическая республика»
4.Нахал
|
1.Приветствие
2.Проигрывание сделанной ошибки в ситуации
3.Обсуждение сказки
4.Разыгрывание жизненных ситуаций
|
14
|
Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие чувства доверия и поддержки в коллективе.
|
1.Объединенния в группы
2.Корабль среди скал
3.Трио
4.Умение слушать
5.Восковая палочка
|
1.Вводная игра
2.Игра на доверия, обсуждение
3.Игра на взаимодействие
4.Игра, формирующая умение слушать
5.Игра на формирование доверия
|
15
|
Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие умения видеть в любом человеке положительное. Развитие умения устанавливать контакт с окружающими.
|
1.Комплимент
2.сто мячей
3.Групповой портрет
4.Самокритика
5.Выход из контакта
|
1.Вводная игра
2.Игра на установление контакта
3.Рисование группового портрета
4.Обсуждение качеств личности
5.Обыгрывание ситуации выхода из контакта
|
16
|
Формирование навыков позитивного межличностного общения. Формирование конструктивных поведенческих реакций. Развитие сотрудничества в мини-группах.
|
1.Приветствие
2.Головомяч
3.Точка зрения
4.Сказка: «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море»
|
1.Вводная игра (приветствие)
2.Игра в мяч
3.Обсуждение актуальной проблемы
4.Обсуждение сказки
|
17
|
Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей.
|
1.Приветсвие
2.Работа с фотографиями
3.Символическое изображение эмоций
4.Цвета эмоций
5.За что мы любим
|
1.Вводная игра
2.Определение эмоционального состояния человека по фотографии
3.Пластическое изображение эмоций
4.Пластическое изображение цвета
5.Характеристика импонируемых людей
|
18
|
Развитие эмпатии. Формирование осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей.
|
1.Линия
2.Танцы-противополож-ности
3.Изображение различных предметов и явлений природы
4.Я грустный, когда 5.«Агрессор» и «жертва» меняются местами
|
1.Вводная игра
2.Пластическое изображение противоположных эмоций
3.Пластическое изображение предметов и явлений природы, обсуждение
4.Проработка эмоционального состояния
5.Проигрывание ситуаций
|
19
|
Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у ребёнка. Развитие сплочённости.
|
1.Молекулы
2.Реконструкция позитивного опыта через детские воспоминания
3.Наша семья
4.Только вместе
|
1.Вводна игра
2.Работа с ассоциациями, обсуждение
3.Изображение семейного портрета
4.Игра с мячом
|
20
|
Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у ребёнка. Развитие сплочённости. Формирование чувства значимости.
|
1.Тропинка
2.Хвасталки
3.Сказка «Светлячок»
4.Мне в тебе нравится…
|
1.Вводная игра
2.Рисование поступков, обсуждение
3.Обсуждение сказки
4.Высказывание комплиментов
|
21
|
Формирование позитивного самовосприятия и самосознания у ребёнка. Развитие сплочённости.
|
1.Передай апельсин
2.Сказка: «Байка про Егора-мухомора.»
3.Копилка хороших поступков
4.Тетрадь моих достижений
5.Чемодан
|
1.Вводная игра
2.Обсуждение сказки
3.Работа с памятью
4.Оформление тетради – достижений
5.Памятное пожелание
|
22
|
Закрепление позитивного отношения к школе;
|
|
Вводная игра
2. Сюжетная игра, обсуждение
3.Игра на взаимодействие в школьных ситуациях
4.Игра, формирующая умение воспринимать другого
5.Обсуждение занятия
|
23
|
Повышение самооценки участников группы;
|
1. Приветствие;
2. Игра «Встаньте те, кто…»;
3. Упражнение «Ладошка»;
4. «Маяк»;
5. Рефлексия;
6. Прощание.
|
Вводная игра (приветствие)
2.Игра в мяч на знание других и себя, приобщение к группе
3.упражнение на эмоциональную поддержку со стороны Другого
4.Интерактивная игра на повышение самооценки
5. Обсуждение занятия
6. Ритуал прощания
|
Целю психологической помощи семьям детей-мигрантов: гармонизация детско-родительских отношений в семьях мигрантов.
Основные задачи:
- осуществление психологического просвещения родителей в отношении психологических особенностей детей – мигрантов и способы взаимодействия с ними в период адаптации;
- помочь близким взрослым создать комфортную для ребёнка семейную среду в период адаптации к новым социокультурным условиям;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
-формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Методы работы:
- просветительская деятельность;
- лекции;
- семинары;
- беседы коррекционно-развивающего направления;
- совместные игры;
- упражнения.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для семей мигрантов можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2
Тематический план коррекционно-развивающих занятий
№ п/п
|
Тема занятия
|
Цель занятия
|
Содержание занятия
|
1
|
Давайте познакомимся
|
знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.
|
знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье.
|
2
|
Невербальное общение
|
формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.
|
формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.
|
3
|
Я и ты
|
развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе
|
развитие навыков сотрудничества в паре взрослый – ребенок, развитие умения работать в группе.
|
4
|
Мир детский и мир взрослый
|
Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
|
сознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
|
5
|
Проблемы детей и проблемы родителей.
Активное слушание как способ решения
проблем детей.
|
прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания
|
прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания.
|
6
|
Активное слушание (продолжение)
|
продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях
|
продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях.
|
7
|
Поощренья и наказания
|
знакомство с принципами использования поощрений и наказаний
|
знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.
|
8
|
Как мы чувствуем друг друга
|
научится «чувствовать» друг друга
|
научится «чувствовать» друг друга.
|
9
|
Трудный случай (по схеме балинтовской группы)
|
повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми
|
повышение компетентности в решении трудных ситуаций общения с ребенком, осознание личностных проблем, блокирующих понимание характера взаимодействия с другими людьми.
|
10
|
Заключение
|
обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе
|
обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.
|
С родителями детей-мигрантов также эффективно проводить индивидуальные и групповые консультации носящими как просветительский характер, так и психокоррекционный (коррекция родительского отношения).
Примерная тематика групповых консультаций:
- Психологические особенности детей подросткового возраста (необходимы при наслаивании возрастных кризисов на кризисы адаптационные);
- Социокультурные особенности России, их влияние на психическое развитие детей различных этносов (в особенности при языковых барьерах);
- Особенности адаптации детей-мигрантов;
- Особенности и проблемы общения детей-мигрантов с учителями и сверстниками;
- Психолого-педагогические и социальные условия успешной адаптации детей-мигрантов в новой образовательной среде.
В случаях выраженных нарушений родительского отношения и детско-родительских взаимоотношений провести индивидуальную психокоррекционную работу с семьей мигрантов при участии (консультации) специалиста (психолога, педагога) данной национальности. Индивидуальная психокоррекция должна проходить с учетом национальных особенностей мигрантов.
Литература
1. Соколова Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России. – М., 2001. – № 2. – С. 16-32.
Об авторе
Черкасова Светлана Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
е-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования
Черкасова С.А. Психологическая помощь детям мигрантов и их семьям. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.