Мишина М.М. (г. Москва)

Мишина М.М. (г. Москва)

ГЕНЕЗИС ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

  

УДК 159.923

English verson:

Аннотация. В статье представлен генезис исследования проблемы интеллектуальной деятельности личности в отечественной психологической науке. Показаны теоретические предпосылки и взгляды отечественных психологов на решение проблемы общих способностей и продуктивности интеллектуальной деятельности человека.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, личность, мыслительные способности, умственные способности.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

 

В фундаментальных работах С.Л. Рубинштейна отражены теоретические предпосылки решения проблемы интеллектуальной деятельности личности (поиск источников познавательной активности личности, детерминация психических процессов и др.) [16]. С.Л. Рубинштейн раскрывает диалектику объективного и субъективного как одну из главных характеристик познавательной деятельности личности. «Деятельность, определяющая объект, над которым она производится, определяет тем самым и субъект, который ее производит… Содержание знания либо объективно – и тогда оно существует помимо познавательной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятельности – и тогда оно только субъективно. Между тем, в действительности никакие идеи, понятия, знания не возникают помимо познавательной деятельности субъекта, что не исключает, однако, их объективности. Объективность знания не предполагает того, что оно возникает помимо познавательной деятельности человека; все идеальное содержание знания – это и отражение бытия, и результат познавательной деятельности субъекта» [16, с. 41].

В процессе интеллектуальной деятельности проявляется индивидуальность и духовность личности. В результате постоянной и целенаправленной работы над собой, личность осуществляет действия, в результате которых она превращается в творца.

А.Н. Леонтьев выявил, что установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, понятий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умственные действия над значениями. Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исходно представляют собой обобщенную ориентировочную основу практических предметных действий. Обобщенные способы ориентировочных операций и действий (представления и понятия) начинают актуализироваться в психике субъекта не только под воздействием предметных условий в конкретных ситуациях, но и надситуативно – в результате использования соответствующих языковых и других знаково-символических средств [11].

Преобразование сукцессивных форм внешних, разделенных с другими людьми ориентировочных компонентов действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей в симультанные формы умственных операций и действий, является одним из фундаментальных законов развития мыслительной деятельности человека.

Формы, в которых фиксируются результаты мыслительных действий человека, представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отношений. Они фиксируются в разных допонятийных и понятийных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символические средства. Формирование обобщений есть процесс переноса операций и действий в новые ситуации. Процесс речевого общения есть частный случай переноса и обобщения значений слов [11].

Функционирование процессов интеллектуальной деятельности личности происходит посредством установления межпредметных связей и отношений на основе использования различных средств и способов: путем воздействия предметов друг на друга, путем использования орудийных средств измерения, путем включения в организацию мышления знаков и символов. Процессы установления межпредметных связей и отношений могут протекать на нескольких взаимосвязанных уровнях. Это мыслительные операции на уровнях наглядно-действенного, наглядно-образного (конкретно-образного), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логического) мышления. Каждый новый уровень установления межпредметных связей и отношений развивается на основе нижележащих уровней. Развитие идет в направлении от наглядно-действенных к понятийным формам мышления. На каждом новом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных обратимых операций: анализ, синтез; абстрагирование – обобщение и конкретизация. На словесно-логическом уровне в качестве средств выступают знаки и символы, которые позволяют: а) фиксировать результаты мыслительной деятельности человека в логических формах понятий, суждений, умозаключений; б) организовать и осуществлять предварительную ориентировку в реальности на основе выполнения умственных операций и действий.

Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы выполнения действий и операций, а также диапазон возможных результатов, которые получаются благодаря использованию орудий. Орудия выступают первыми материальными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию начинает выполнять язык и различные знаково-символические средства. Фиксирование способов установления новых межпредметных отношений и связей с помощью языка и других знаково-символических средств в процессе общественно-исторического развития обеспечивает формирование собственно-человеческих, имеющих общественно-историческую природу, психологических механизмов мышления [4].

Интеллектуальная деятельность личности формируется в процессе включения человека в совместную деятельность, опосредствованную языком общения, где задаются образцы ориентировки в способах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей; она включена в состав любой человеческой деятельности и проявляется в форме умственных действий и операций. При этом обобщенные цели умственных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать характер мотивов целей. Интеллектуальная деятельность личности характеризуется наличием мотивов, целей, средств, способов достижения целей и результатов.

Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредованного познания предметов и явлений в процессе использования человеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств. То, что непосредственно не регистрируется органами чувств человека, познается путем воздействия с помощью одних предметов на другие предметы. Результаты взаимодействий между предметами сохраняются на предметах и регистрируются органами чувств как свойства предметов. Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым результатам действий заключать о явлениях и свойствах, недоступных непосредственному восприятию.

Д.Б. Эльконин видел, что именно в логике всего исторического развития человека, во взаимодействии его с культурой, происходит развитие интеллектуальной деятельности личности. Оно всегда подчинено закономерностям целостного развития сознания и происходит через освоение личностью определенных достижений культуры [20]. Закон чередования, открытый Д.Б. Элькониным, характеризует периодичность разных типов деятельности: за деятельностью одного типа и ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации возникают противоречия, которые и ведут к развитию. Существенным недостатком рассмотрения психического развития человека является разрыв между процессами умственного развития и развития личности. Развитие личности без достаточных оснований сводится при этом к развитию аффективно-потребностной и мотивационно-потребностной сфер, а стадии этого процесса выстраиваются в линию, независимо от интеллектуального развития [20].

Процесс развития высших психических функций является нелинейным интегративным образованием, в центре которого находится знак, т.е. слово. В русле данной парадигмы были выполнены дальнейшие исследования А.В. Запорожца, который при рассмотрении генезиса высших психических функций анализировал формы познания как наиболее характерные для развития восприятия: механизм превращения «натуральной» функции в высшую психическую; при этом восприятие рассматривается как наиболее «натуральная» функция, подчиняющаяся мыслительным процессам [8].

О.К. Тихомиров, изучая психологический механизм эмоционального предвосхищения в процессах решения мыслительных задач, выявил, что выполнение творческого мыслительного действия, подчиненного определенной цели, реализуется посредством умственных операций – автоматизированных, неосознаваемых приемов и способов решения. Каждая операция, в зависимости от функциональной необходимости в процессе решения по отношению к цели действия, приобретает операциональное значение. Эффективность используемых операций (их операциональное значение) определяется достижением цели и решением задачи, наиболее простым способом решения, основанным на выборе определенных операций из диапазона возможных и необходимых. В процессе решения задач операциональное значение отбираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоционально переживается субъетом как операциональный смысл [18].

Интуитивные и творческие мыслительные действия, а также связь умственных операций с эмоциональными и мотивационными процессами имеет операциональное значение и операциональный смысл. Эмоциональные переживания определяют направления поиска решения задач в аналогичных ситуациях. Регулирующая функция эмоций в процессах решения задач, как правило, не осознается субъектом. Переживаемые эмоции могут регистрироваться по вегетативным изменениям, опережающим выполнение успешного действия (механизм эмоционального предвосхищения).

П.Я. Гальперин выделил механизмы умственной деятельности, которые заключаются в осознаваемых ориентировочно-исследовательских действиях, направленных на выделение основных условий задачи, а также на установление межпредметных связей и отношений между условиями и неосознаваемыми автоматизированными умственными операциями, которые ранее в процессах формирования могли представлять сложнейшие системы умственных действий. Если решение получено преимущественно на основе автоматизированных приемов мыслительной деятельности – умственных операций, то сам способ решения будет требовать своего развертывания и осознания. Процесс осознания способов и приемов решения может преобразовываться для субъекта в самостоятельную задачу [5].

Идеи П.Я. Гальперина нашли воплощение в работах Н.Ф. Талызиной и Н.Г. Салминой, которые видели психическое развитие человека как исходно обеспечивающееся овладением внешними предметно-практическими действиями в соответствии с теми образцами, которые задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. Любое действие включает:

а) ориентировочную, исходно психологическую составляющую. Ориентировочные составляющие действия включают операции ориентировки, планирования, контроля;

б) исполнительную (мышечно-двигательную) составляющую. Исполнительная часть действия включает исполнительные операции и операции коррекции действия по ходу исполнения [5; 17].

Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции. Функции ориентировки исходно обеспечиваются ориентировочно-исследовательскими операциями органов чувств, которые ведут к построению перцептивного образа ситуации. Операции планирования предстоящих действий предполагают установление межпредметных связей и отношений в процессе ориентировки. Исполнительные операции обеспечивают реализацию действия в соответствии с планом. Операции контроля обеспечивают сопоставление реально получаемого результата с предполагаемым, т.е. запланированным. Операции коррекции обеспечивают исправления действия по ходу его выполнения.

По мере сокращения и автоматизации операции в составе действия превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий обеспечивают организацию мыслительной деятельности, поведения и деятельности человека. Процессы мыслительной деятельности человека исходно представляют собой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимых во внутренний умственный план [5].

Особенности формирования интеллектуальной деятельности личности заключаются в прослеживании интеллектуального действия, выполняемого другим человеком, которое может представлять собой:

а) предметно-практическое материальное действие с реальными объектами;

б) «материализованное» действие, выполняемое с изображениями или знаково-символическими объектами.

Мыслительные действия формируются на основе разделенных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к действиям индивидуальным и умственным. Превращение внешнего совместного предметного действия в самостоятельное и умственное действие включает определенные этапы.

Исследования, проводимые в русле поэтапного формирования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления. Для организации умственных действий над представлениями и понятиями могут использоваться: внешние графические и речевые материальные знаково-символические средства; внутренние способы использования знаков и символов интериоризированные субъектом (внутренняя речь, знаково-символические схемы, модели различной степени обобщенности и абстрактности). Любые виды умственных действий по мере овладения ими субъектом сокращаются, автоматизируются, приобретают симультанный характер и преобразуются в умственные операции, которые обеспечивают условия для выполнения более сложных умственных действий. Происходит формирование сложных иерархических отношений между умственными действиями и умственными операциями. Внутренний план умственных действий включает преобразования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средствами. В процессе интериоризации возникают иерархические и гетерархические отношения между различными уровнями организации умственных действий [4; 17].

Я.А. Пономарев придавал большое значение включению «побочного» неосознаваемого опыта в решение творческих задач: при выполнении субъектом разнообразных предметных действий происходит фиксация двух опытов: осознаваемого и интуитивного, неосознаваемого, который постоянно накапливается в качестве «побочного» продукта целенаправленно реализуемых действий [14]. Решение творческих задач складывается из трех основных фаз: фаза произвольного, осознаваемого логического способа решения; фаза интуитивного поиска и обнаружения в «неосознаваемом опыте» способа решения; фаза вербализации интуитивного решения, а также его формализации. Интуитивное творческое решение новых задач становится возможным при ряде условий: наличии побочного продукта ранее выполняемых действий в неосознаваемом опыте; высоком уровне познавательно-поисковой мотивации; ясной и четкой формулировке задачи; отсутствии доминирования чрезмерно автоматизированных осознаваемых способов действия.

Э.А. Голубева выделила два типа преобладания в функционировании интеллектуальной деятельности: невербальный и вербальный. Личность тяготеет либо к павловскому «художественному», либо к «мыслительному» типу. Она установила, что умственное развитие человека зависит от активности, общей работоспособности, непосредственного и опосредованного типов активности, непроизвольного и произвольного типов саморегуляции [6].

С.А. Изюмова, Т.А. Ратанова, изучая феномен индивидуальности, рассматривали характеристики человека во всем его многообразии: особенности мотивации, личностные черты, когнитивные стили – являющиеся необходимым условием для успешного протекания процесса интеллектуальной деятельности личности [9; 15].

Развитие интеллектуальной деятельности личности сопряжено с формированием общих и специальных способностей. Развиваясь, процесс интеллектуальной деятельности личности облегчает усвоение знаний и формирование умений и навыков. Развитие процесса интеллектуальной деятельности личности дает положительную динамику приобретению знаний, умений и навыков, а также прочности их усвоения. Индивидуально-психологические различия, которые тесно связаны с процессом интеллектуальной деятельности личности, способствуют успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и навыков.

Л.А. Венгер выделял ориентировочные опосредствованные действия, позволяющие решать различные задачи, в частности, интеллектуальные, которые являются показателем развития умственной деятельности. Имеющиеся индивидуальные различия делают возможным использование дифференцированных образовательных программ с целью повышения эффективности образования. Грамотно разработанные образовательные технологии, учитывающие индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности личности, обеспечивают ускоренное развитие личности [3].

Выявляя индивидуальные особенности интеллектуальной активности личности, Д.Б. Богоявленская определила, что в зависимости от степени выраженности интеллектуальной активности люди делятся на три группы: «репродуктивы», «эвристы», «креативы». Интересно, что только «креативы» способны к постановке новой проблемы, у «репродуктивов» – минимально выражена познавательная активность, а «эвристы» умственные усилия направляют на процессы оптимизации используемого способа решения [2].

Т.И. Артемьева, Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич, рассматривая общий компонент одаренности, считали его интеллектом, формирование которого происходит в процессе интеллектуальной деятельности. Следовательно, интеллектуальная деятельность личности и «одаренность» – тесно связанные между собой проблемы психологического знания [1; 12; 21].

А.М. Матюшкин в содержании понятия «одаренность» выделял мотивацию к соответствующему виду деятельности, в том числе и умственной. Умственную одаренность он рассматривал как познавательную мотивацию и реализацию, связанную с возможностью воплощения достижений в реальность [13].

В.Д. Шадриков исследовал качественные особенности мотивации, которые определяют отношение субъекта к интеллектуальной деятельности, требуя ее качественного исполнения. Любая деятельность дифференцируется на отдельные психические функции, которые выступают как отдельные стороны единого целого [19]. Дополнения к концепции В.Д. Шадрикова сделаны В.Н. Дружининым, который во внешней активности человека видел развитие интеллектуальной деятельности личности [7].

З.И. Калмыкова выделяет обучаемость как относительно устойчивую структуру, влияющую на продуктивность интеллектуальной деятельности; дает осмысление изучаемого феномена во взаимосвязи с умственными способностями, усвоением знаний и умений, влиянием внешних и внутренних факторов (среда, воспитание, индивидуально-психологические качества) [10].

При рассмотрении феномена интеллектуальной деятельности личности в современной когнитивной психологии можно заметить, что он трактуется как процесс, с помощью которого формируются новые репрезентации на основе сложных умственных механизмов преобразования информации. В работах отмечается, что на интеллектуальную деятельность влияет возможность использования субъектом имеющейся информации, ее преобразование, конструирование новых репрезентаций. Интеллектуальная деятельность личности носит направленный характер, при этом большое значение имеет выбор, планирование и принятие решений при наличии множества альтернатив, обеспечивающих достижение определенного результата.

В научной литературе описано множество альтернативных, а также взаимодополняющих моделей решения задач, которые осуществляются путем образования новых связей между элементами информации, которые репрезентируются в оперативной памяти. Объем памяти ограничен. Репрезентация информации выстраивается на основе информации, поступающей как извне через органы чувств, так и из долговременной памяти. Решение задач состоит из двух этапов: построения когнитивной сети отношений, репрезентирующей задачу в рабочей памяти и построения набора отношений, соединяющего сеть задачи с сетью решения на основе информации, хранящейся в семантической памяти. Построение новых отношений в репрезентированной семантической сети осуществляется путем воспроизведения из долговременной памяти информации о возможных связях и информации о правилах установления новых связей [22].

Рассмотренные выше наиболее значимые когнитивные теории, связанные с мыслительной деятельностью человека, представляют научный интерес и имеют большое значение для исследования интеллектуальной деятельности личности. Ранее было отмечено, что довольно часто в психологической литературе происходит отождествление интеллекта, интеллектуальной деятельности, общих или познавательных способностей. В то же время в психологии имеются самые разнообразные многочисленные трактовки интеллекта, но не определено понятие интеллектуальной деятельности личности. Исследователи по-разному трактуют понятие интеллектуальной деятельности личности (обобщенная способность к познанию и обучению, решению проблем; успешность; система умственных операций; стиль и стратегия решения проблем; постижение жизненного смысла), что затрудняет понимание изучаемого феномена.

Генезис исследования проблемы проявления феномена интеллектуальной деятельности личности обозначил круг вопросов, обсуждаемых в научной литературе: выяснение доли общих генетических факторов, лежащих в основе интеллектуальной деятельности и когнитивных способностей; динамика оценок наследуемости общего интеллекта и когнитивной сферы человека в онтогенезе, их социальная и культурно-историческая обусловленность; уровень развития в разные возрастные периоды жизни человека и половые различия.

Таким образом, установлено, что интеллектуальная деятельность личности осуществляет связь человека с миром и представляет собой активность субъекта действующего в конкретных условиях на разных этапах онтогенеза; предмет потребности направляет эту связь, в результате чего происходит сознательное и целенаправленное изменение себя и мира. Интеллектуальная деятельность личности как ценность в системе культуры выступает интегративным образованием, отражает специфические характеристики личности и обеспечивает ее адаптацию, влияя на качество профессионального обучения в разновозрастной студенческой среде.

 Литература

  1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977. – 189 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов: Ростовский ун-т, 1983. – 173 с.
  3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М., 1969. – 365 с.
  4. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. – М.: ИП РАН, 2010.
  5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М.: Высшая школа, 2002. – 400 с.
  6. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей. // Вопр. психологии, 1986. – № 5. – С. 18-31.
  7. Дружинин В.Н., Воронин, А.Н. Психодиагностические возможности учителя по оценке способностей школьников // Развитие и диагностика способностей. – М., 1991. – С. 126-131.
  8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; соч. в 2-х т. – М.: Педагогика, 1986. – Т.1 – 320 с., Т.2 – 296 с.
  9. Изюмова С.А. К проблеме природы способностей: задатки мнемических способностей у школьников литературного и математического классов // Психол. журнал, 1995. – Т.16. – № 6. – С. 55-71.
  10. Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика, 1968. – № 6. – С. 36-42.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл-Академия. – 2004. – 304 с.
  12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971. – 279 с.
  13. Матюшкин А.М. Основные направления исследования мышления и творчества // Психол. журнал, 1984. – Т. 5. – № 1. – С. 9-18.
  14. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. – М.: Политическая литература, 1967. – 256 с.
  15. Ратанова Т.А. Психофизиологическое шкалирование и объективные физиологические реакции у взрослых и детей. – М., 2002. – 320 с.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
  17. Салмина Н.Г. Структура, функционирование, формирование знаково-символической деятельности: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07. – М., 1982. – 433 с.
  18. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
  19. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Издательская корпорация Логос, 1996. – 320 с.
  20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. – М.: МГУ, 1992. – С. 79-96.
  21. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника. // Вопр. психол, 1980. – № 2. – С. 83-92.
  22. Ямпольский Л.Т. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности. // Вопр. психологии, 1984. – № 5 – С. 142-147.

Об авторе

Мишина Марина Михайловна – кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Мишина М.М. Генезис исследования проблемы интеллектуальной деятельности личности в отечественной психологической науке. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2014. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.