|
Кукулите Т.Г.
ДИНАМИКА САМООТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ УДК 159.923.2
Аннотация. В статье рассматривается специфика формирования самоотношения в зависимости от выбранной профессии. Актуальность работы обоснована значимостью исследования профессионального самоотношения представителей конкретных видов профессии, необходимостью изучения структуры и динамики профессионального самоотношения как важнейшего регулятора труда и построения профессиональных жизненных путей, «карьер».
Ключевые слова: аутосимпатия, личностный смысл, самоотношение, самоопределение, обобщенная самооценка, самоценность, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе. Для успешного овладения военной специальностью и дальнейшей профессиональной деятельности на всем протяжении обучения курсанты высших учебных заведений России должны обладать не только достаточно высокими морально-боевыми, физическими качествами, хорошим здоровьем, но и определенными профессиональными и психологическими качествами, такими, как устойчивая военно-профессиональная направленность, нервно-психическая устойчивость, выносливость, высокая работоспособность в экстремальных условиях, позитивное отношение к своему «профессиональному Я» и другими. В процессе профессионализации личности курсанта высшего военного заведения центральную роль играют не только получение теоретических знаний и профессиональных навыков, но и познание будущими военными своих личностных особенностей и их значения для профессиональной деятельности, на основе чего происходит их самоопределение в профессиональной сфере. Следовательно, актуальной становится проблема изучения самоотношения личности в профессионально-учебном аспекте. Проведенный анализ литературы свидетельствует, что в период первых трех лет профессионального образования наряду с формированием академических знаний по дисциплинам учебной программы происходит и формирование учебной деятельности студента, то есть складываются соответствующие учебные мотивы и отношение к себе как к субъекту учебной деятельности [3]. Однако, именно этот аспект – самоотношение личности в науке наименее разработан. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет отметить разнообразие используемых для описания самоотношения как психологической категории. Можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. [1]. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д.Н. Узнадзе), «отношение» (В.Н. Мясищев), «аттитюд» (M. Rosenberg, R. Wylie, S. Coopersmit), «социальная установка» (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л. Рубинштейн). В ряде работ определялась природа самоотношения через категорию личностного смысла, этим самым подчеркивался ценностный характер самоотношения личности (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.Б. Котова, Е.Т. Соколова и др.) [2]. На сегодняшний день в психологической науке возникла ситуация, характеризующаяся терминологическим разнообразием понятий и категорий, используемых для описания феномена самоотношения (самооценка – Р. Бернс, эмоционально-ценностное отношение к себе – И.И. Чеснокова, самоуважение, самоценность, самопринятие, аутосимпатия – И.С. Кон, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин и др.), что связано с феноменологической сложностью изучаемого объекта. С другой стороны – исследователи едины в понимании того, что поведение и деятельность, формирование содержательной структуры и форм проявления целой системы других психологических образований обусловлены особенностями самоотношения личности. Позитивное самоотношение рассматривается как условие психологического здоровья, способствующее более полной самореализации личности, определяющее ее успешность в учебной и других сферах деятельности, способность к построению стратегии собственной жизни (Л.Ю. Боброва, Л.В. Давиденко Р.Г. Зверева, Л.Ф. Обухова, Н.К. Радина, А.А. Рысева, А.К. Рубченко, Л.Э. Семенова, Т.М. Сорокина, Е.Т. Соколова, О.Ю. Стрижицкая, У.В. Ульенкова, Е.О. Федотова и др.). Однако, несмотря на достаточное количество работ, посвященных исследованию структурных и содержательных характеристик самоотношения, до сих пор недостаточно внимания уделено механизмам развития самоотношения. В настоящее время ощущается дефицит эмпирических данных, позволяющих сделать выводы о функционировании механизмов развития самоотношения в целом и в различных образовательных средах в частности. На основе теоретического анализа научной литературы в качестве гипотезы исследования было сделано предположение о том, что динамика показателей самоотношения курсантов вуза (военного вуза) характеризуется перераспределением ценностно-смысловой сферы, изменением эмоционально-ценностного отношения к себе, упрочением отношения к данному виду профессиональной деятельности; длительным успехом или неуспехом в учебно-профессиональной деятельности, и усилением связей между этими компонентами. Объект исследования: курсанты первого, второго и третьего курсов Михайловской Военной Артиллерийской Академии г. Санкт-Петербурга: (90 человек). Для проверки гипотезы применялись анализ личных дел курсантов, оценок при поступлении, ППО, успеваемости; опросник исследования самоотношения В.В. Столина и Р.С. Пантелеева; методика «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой; методика «Направленность на отметку» Е.П. Ильина, Н.А Курдюковой; методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной. На основании нашего исследования, можно выделить следующие особенности самоотношения курсантов: 1) строение системы самоотношения студентов является релятивным. Мы выяснили что, направленность на ведущую деятельность оказывает непосредственное влияние на строение и содержание этой системы. Таким образом, содержание самоотношения курсанта к себе может занимать ведущее и наиболее значимое место в его общем строении. Другие компоненты системы самоотношения входят в нее на правах иерархического соподчинения и занимают менее значимое место. 2) самоотношение курсанта не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты «образа Я». Наоборот, и знание о себе, и самоотношение – есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. 3) длительный неуспех курсантов в учебно-профессиональной деятельности обусловливает особенности самоотношения личности: снижается уровень самоуверенности личности; уменьшаются внутренний локус контроля и представления о себе как о социально-одобряемой личности; повышается уровень самообвинения выражающемся в преобладании отрицательных эмоций в адрес собственного Я. Таким образом, длительный неуспех в учебно-профессиональной деятельности, является фактором, обусловливающим особенности содержания личностной идентичности студентов; 4) в процессе учебной деятельности прослеживается динамика повышения самоотношения курсантов от курса к курсу. Результаты исследования так же показывают более высокий уровень развития самоотношения у третьекурсников, по сравнению с первокурсниками. У третьекурсников выражено представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам. То есть, третьекурсники считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует его личность, деятельность, общение, считают, что их судьбы находится в их собственных руках. У третьекурсников, по сравнению с первокурсниками, выражено чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Об этом свидетельствует фактор самопринятия. Таким образом, у курсантов третьего курса более выраженное отношение к себе как целостной личности, отличной от других людей, а ведь именно с высоким самоуважением, самопринятием связывается проявление наибольшей активности личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала; 5) чем выше самоотношение, тем выше позитивность курсанта вуза к выбранной профессии; Таким образом, на основании выше сказанного можно утверждать, что развитие самоотношение курсанта в ходе учебной деятельности является одной из важных задач образовательного процесса. Перечисленные выше факторы позволяют заключить, что развитие самосоотношения курсантов высших военных заведений нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, которое следует осуществлять комплексно и систематично на каждом курсе обучения. Полученные в исследовании данные легли в основу программы психолого-педагогического сопровождения развития профессионального самоотношения курсантов. Цель программы: сопровождение профессионального самоотношения курсантов через создание условий по формированию аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов. В соответствии с поставленной целью нами были обозначены следующие задачи: 1. Формирование представлений о будущей профессиональной деятельности, профессионально-важных качествах военных по данной специальности. 2. Расширение представлений об образе себя как субъекте профессиональной подготовки, об образе себя в будущем как представителя профессии, об образе себя как субъекте саморазвития, об образе себя в перспективе саморазвития. 3. Формирование навыков самоидентичности (умение принимать себя таким, каков я есть, осознавать свою уникальность и индивидуальность; умение брать на себя ответственность за свою жизнь и здоровье, результаты своей деятельности). 4. Формирование навыков адекватной оценки себя, рефлексии, своих возможностей, управленческих умений и других профессионально важных качеств, обучение навыкам саморегуляции. 5. Сопровождение курсантов в построении жизненной стратегии, помощь в адаптации и самоактуализации. Эффективность программы психолого-педагогического сопровождения развития профессионального самоотношения курсантов обеспечивается реализацией следующих организационно-педагогических условий: - постановка цели, задающей требования к организации деятельности образовательного процесса, его управлению, отбору содержания, форм, методов и технологий обучения; - наличие научно-методического обеспечения, содержание которого направлено на осуществление установки на смысловую основу, межпредметную и междисциплинарную интеграцию, способов освоения мира (когнитивного, эмоционально-чувственного, волевого); - создание насыщенной ценностно-мировоззренческой образовательной среды, систематизированной по основным параметрам профессиональной деятельности будущего сотрудника полиции, способствующей готовности к решению своих профессиональных задач; - разработка информационно-технологического ресурса, основанного на внедрении курса «Ценностно-мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности военного»; - реализация эффективных с точки зрения формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов форм и приемов обучения (лекция, проблемная лекция, лекция-провокация, тематические семинары, эвристическая беседа, реферативный семинар, брифинг, круглый стол и др.) и технологий обучения (игровые мировоззренчески развивающие технологии, технологии мировоззренческой самоактуализации личности, технологии профессионально-мировоззренческого проектирования и др.) на всех этапах реализации (информационно-аналитический, организационно-образовательный, коррекционный); - обоснование компонентов и критериев (когнитивные, эмоционально-волевые, духовно-нравственные, социально-направленные качества личности, а также мировосприятие, миропонимание, самоотношение, мировоззренческая направленность, миропреобразования), свидетельствующих о сформированности ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов России.
Литература 1. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.,1991. 2. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. 3. Хрестоматия. Проблемы военной психологии. // Под редакцией А.С. Тараса. – Минск, 2003. Об авторе Кукулите Татьяна Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургский университет управления и экономики. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Ссылка для цитирования Кукулите Т.Г. Динамика самоотношения курсанктов в процессе профессионального обучения.[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 4.URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен. |