|
|
Волков А.А., Чурсинова О.В. (г. Ставрополь)ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИТИ-ШОУ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ
УДК 316.6 Аннотация. В статье рассмотрены психологические особенности привлекательности реалити-шоу для аудитории, в частности, подрастающего поколения, которое ориентировано на интересы и потребности подростков и юношей. Молодежная субкультура, транслируемая большинством реалити-шоу, с легкостью проецируется на собственную жизнь юных зрителей. Это связано с тем, что лучше воспринимается и усваивается то, что ожидаемо, узнаваемо и интересно. Юного зрителя отличает эмоциональная вера в подлинность показываемого на экране, и это часто используется создателями многих реалити-шоу. Ключевые слова: реалити-шоу, масс-медиа, манипулятивное воздействие, агрессия, жанр, молодежная субкультура, идеальный образ, межличностные отношения, зритель, паттерн поведения, телепередача, культурное пространство, телевизионный процесс, ценности, установки, личность, эффект интерактивности, манипулятивное воздействие, конформность, телевидение, медийные приемы.
В современном мире в жизни общества и отдельной личности возрастает роль масс-медиа. Культурное пространство современного человека существенным образом меняется, становится поликультурным под влиянием медиамира. Происходит это вследствие того, что телеканалы по-разному отражают и репрезентируют реальность. Человек, в условиях возрастающего объема информации, ускорения темпа социальной жизни, виртуализации реальности вынужден осваивать все более разнообразные по своей природе ценностные системы. В настоящее время силу влияния масс-медиа на общество трудно переоценить. Масс-медиа представляют собой мощнейший инструмент воздействия на ценности и установки личности, осуществляющий регуляцию поведения. Самым массовым медиаканалом является телевидение. Происходят изменения в структуре и содержании телевизионного процесса. Появляются новые, до сегодняшнего дня неизвестные жанры, например, реалити-шоу. Реалити-шоу представляет собой разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. В качестве сюжета выступает показ действий людей в условиях, приближенных к реальной жизни. Данный жанр телепередач характеризуется следующими признаками: - не регламентированность сценария; - подача в эфир с первого дубля; - участие обычных людей; Захарова Н.В. рассматривает реалити-шоу как синтетическую культурную форму, в которой объединены элементы из различных жанров массовой культуры [5]. По мнению автора, при просмотре реалити-шоу зритель может не только подглядеть за жизнью телегероев, наблюдать, как развиваются их межличностные отношения, но и проиграть различные роли, усвоить новый паттерн поведения и на этой основе сформировать или внести изменения в свой идеальный образ. Создание реалити-шоу ориентировано на интересы и потребности подростков и юношей. Молодежная субкультура, транслируемая большинством реалити-шоу, с легкостью проецируется на собственную жизнь юных зрителей. Прежде всего, это связано с тем, что лучше воспринимается и усваивается то, что ожидаемо, узнаваемо и интересно. Юного зрителя отличает эмоциональная вера в подлинность показываемого на экране, и это часто используется создателями многих реалити-шоу. Григорова Д.Е. в своем исследовании выделила целый ряд эффектов, которые являются причиной популярности телепередач жанра «реалити»: - эффект новизны; - эффект реальности и сиюминутности происходящего, проявляющийся в вере юных зрителей в стихийное развитие событий, происходящих в реалити-шоу и отсутствие запланированности и регламентированности; - эффект «замочной скважины», который предполагает возможность наблюдения за другими людьми, их межличностными отношениями, эмоциями и чувствами, интимными подробностями личной жизни; - эффект популярности человека из толпы (например, подросткам, нравится осознавать тот факт, что популярными могут быть не только актеры, певцы или спортсмены, но и самые заурядные люди); - эффект зрелищности; - эффект идентификации с участниками реалити-шоу (подростки сравнивают и отождествляют себя с героями данных телепередач); - эффект интерактивности (подростки с помощью телефонных звонков, интернет и смс-голосования могут принимать участие в судьбе телегероев) [2]. По ряду показателей, большинство телепередач жанра «реалити» не соответствуют требованиям информационной безопасности: - ценностному (на телеэкране преобладают материальные ценности); - поведенческому (осуществляется демонстрация вседозволенности, оправдывается агрессивное поведение); - личностному (демонстрируется потребительское отношение к окружающим людям, в сознание внедряются мысли о том, что цели можно достичь, используя любые средства, «идя по головам» и т. д.); - познавательному (уровень познавательной информации в реалити-шоу очень низок и сводится в основном к демонстрации бытовизма и праздного существования). Гуцал Е. А. разработал типологию реалити-шоу: - программы с использованием скрытой камеры («Сам себе режиссер», «Эти забавныеживотные», «Скрытая камера», «Запретная зона»); - программы с документальной съемкой (зрителю предоставляется возможность наблюдать за работой и жизнью телезвезд); - студийная программа с фрагментарным использованием живой камеры (игровые шоу «Танцы со звездами», «Две звезды», социальный эксперимент «Снимите это немедленно», «Королева бала», информационные программы «Время», «Вести»); - студийная съемка, т.е. съемка профессиональными камерами (реалити-шоу, в которых участники на протяжении длительного времени находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер. Основной мотив участия в подобных играх материальный: участники, прежде всего, мечтают получить крупный денежный выигрыш. Объединяет программы данного типа то, что в них принимают участие реальные люди, поведение и эмоции которых не регламентированы сценарием («Дом 2», «Голод», «Фабрика звезд») [4]. Жанр реалити-шоу может оказывать манипулятивное воздействие, регулировать и предписывать определенные паттерны поведения; конструировать образ и оценки реальности. Григорова Д.Е. выделиламедийные приемы манипулятивного воздействия в реалити-шоу: 1) «приклеивание ярлыков»: каждый участник закрепляет за собой определенный образ и придерживается его на протяжении всего реалити-шоу; 2) «обобщение». Суть каждого реалити-шоу можно свести к определенной формуле. Так реалити-шоу «Дом-2» призывает участников найти и построить свою любовь. Основной лозунг телепередач «Фабрика звезд», «Народный артист» и др. – «стань звездой». Программы «Голод», «Последний герой» и др. демонстрируют как выжить в экстремальных условиях и при этом выстроить конструктивные взаимоотношения с окружающими, или, наоборот строить интриги, объединять против общего врага; 3) «перенос» (трансферт). Данный прием характеризуется тем, что реалити-шоу ненавязчиво и незаметно для большинства телезрителей распространяют авторитет или престиж того, что уже ценится и уважается; 4) «свидетельство» (ссылка на авторитеты): Мнения и суждения участников и ведущих шоу, которых зрители уважают являются для них авторитетными. Именно поэтому обычно ведущими реалити-шоу становятся известные, популярные личности. 5) «игра в простонародность». Участниками реалити-шоу – являются обычные люди, такие же, как и большинство зрителей; 6) «перетасовка фактов»: В реалити-шоу зрителю демонстрируются выборочные факты действительности, выгодные их создателям; 7) «общая платформа». Данный эффект ориентирован на такое психологическое качество подрастающего поколения как конформность, которое проявляется в некритичности восприятия и усвоении преподносимой информации. Манипулятивное воздействие реалити-шоу повышается за счет: - частоты трансляции: большинство реалити-шоу транслируют ежедневно, что способствует информационной перегрузке подростка; - амплитуды между повторами схожих по содержанию и структуре программ: по разным каналам практически одновременно транслируются однотипные реалити-шоу; - релевантности события по отношению к культуре и осведомленности целевой аудитории: содержание реалити-шоу актуально и понятно для подрастающего поколения, что способствует формированию их определенной точки зрения на то или иное событие; - сохранения актуальности: участники реалити-шоу становятся популярными людьми, ездят на гастроли, снимаются в фильмах, дают интервью, становятся ведущими и др. [3]. Манипулятивное влияние реалити-шоу может иметь как кратковременные, так и длительные последствия. Среди основных последствий можно выделить подражание, ориентировку и установку на ценности и паттерны поведения героев реалити-шоу. На сегодняшний день на различных телеканалах транслируется большое количество реалити-шоу, в которых осуществляется нерегламентированная репрезентация образов агрессии и насилия. Одним из каналов, который по своей тематики нацелен на реалити-шоу, является телеканал ТНТ («Дом 2», «Холостяк» и др.). По результатам нашего исследования, реалити-шоу «Дом 2» достаточно поздно выходит в телеэфир (23:00 часов), но при этом пользуется значительной популярностью среди подростков.
Рис. 1. Популярность реалити-шоу «Дом 2» у младших и старших подростков с разным уровнем агрессивности
Как видно из рисунка 1, наибольшей популярностью «Дом 2» пользуется у старших подростков с высоким (32,3%) и средним (32,5) уровнем агрессивности. Следует отметить, что агрессия и сексуальная тематика составляют доминирующую тему телепроекта. Обе темы тесно связаны и выражены на уровне психологической фиксации, так как причиной агрессии, как правило, становится конкуренция участников и отношения между полами. Как показал анализ, среди различных форм агрессивных проявлений в данной телепрограмме доминирует вербальная агрессия, которая может выражаться в ссорах, бурных эмоциональных реакциях, сопровождающихся словесными оскорблениями, высмеиванием участниками друг друга. В большом количестве в данной передаче присутствуют также проявления физической и предметной агрессии. Физическая агрессия проявляется в таких действиях телегероев как: пощечины, пинки, щелчки, «выталкивания из комнаты» и др. Предметная агрессия сопровождается выбросом и порчей вещей обидчика, хлопаньем дверью, ударами кулаком по столу и др.). Подростки с низким уровнем агрессивности предпочитают данную телепередачу не смотреть. Таким образом, реалити-шоу формируют искусственную картину реальности, которая, с одной стороны, потрясает и пугает неокрепшее воображение, с другой, приводит к модификации поведения в соответствие с устрашающей картиной. Литература
Об авторе Волков Александр Александрович – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Чурсинова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования Волков А.А., Чурсинова О.В.Психологические особенности реалити-шоу. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2017. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|

