|
Власенко А.И. (г. Пятигорск)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, РАНЕЕ НЕ ПРИВЛЕКАВШИХСЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
УДК 159.923 Аннотация. В статье раскрывается проблема изучения самосознания личности в современной психологической науке и практике. Приводятся результаты сравнительного экспериментального исследования самосознания личности условно осужденных и лиц, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности, исходя из трехкомпонентной структуры самосознания (когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие). Ключевые слова: самосознание, личность, условно осужденный, не привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности лица.
Проблема исследования самосознания личности на протяжении многих десятилетий является актуальной для психологической науки. Многие современные исследователи, такие как Н.Г. Немец, А.А. Тихонова, Э.Н. Ольшевская, Т.П. Родионов, Т.В. Галкина, Н.Е. Горская, Е.Н. Костарева, И.М. Белова, Ю.А. Парфенов, продолжают заниматься изучением этого вопроса [1]. Самосознание рассматривается как процесс, во время которого человек познает свою сущность, позволяющий ему выстроить систему собственных ценностей и выработать отношение к себе [2]. Это процесс осознания личностью самой себя, всего многообразия своих индивидуальных особенностей, своих роли и места в общественной организации и сущности в целом, это позиция личности, отражающая ее отношение к осознанным сторонам своего внутреннего мира [3]. В настоящее время накопленные психологические знания о самосознании личности требуют систематизации и дальнейшего углубления на основе современной методологии психологической науки. В современных исследованиях не реализован в достаточной мере подход к самосознанию личности как к целостному явлению, обеспечивающий системное раскрытие его психологической структуры и организации. Изучение особенностей самосознания личности, находящейся в различных условиях жизнедеятельности, в частности условно осужденных, позволит выявить зависимость самосознания личности от жизненных условий и провести анализ изменений, происходящих в структурных компонентах самосознания на протяжении жизни человека. Методологические трудности в разработке психологических исследований по проблеме самосознания личности связаны с отсутствием единого концептуального аппарата и общепринятой терминологии. В нашей работе мы будем придерживаться концепции трехкомпонентной структуры самосознания личности, характеризующей когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие самосознания (В.С. Агапов, И.В. Барышникова, Е.А. Аронова, В.И. Моросанова, А.В. Иващенко, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, И.И. Чеснокова) [4]. Всостав экспериментальной выборки исследования вошли 196 человек (от 21 до 34 лет), состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и 196 человек того же возраста и пола, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности. Эмпирической базой для проведения данного исследования стала уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая контроль за осужденными (условно осужденными, осужденными к обязательным и исправительным работам, осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей до четырнадцатилетнего возраста, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также лицами, которым назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). В исследовании приняли участие лица, осужденные по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», ст. 158 УК РФ «Кража», ст. 222 УК РФ «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов», ст. 213 УК РФ «Хулиганство», ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, печатей, бланков». Согласно ст. 73 Уголовного кодекса Российской Федерации назначение осужденному наказания в виде лишения свободы может осуществляться без его изоляции от общества ввиду учета конкретных обстоятельств по делу, либо за совершение им преступления небольшой или средней тяжести впервые [5]. В этих случаях виновному назначается наказание в виде лишения свободы, но с испытательным сроком (от 6 месяцев до 5 лет), и, таким образом, условно осужденный отбывает наказание под контролем уголовно-исполнительной инспекции без заключения в места лишения свободы. При этом уголовно-исполнительная инспекция ведет: 1) персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; 2) контроль за соблюдением условно осужденными правопорядка; 3) контроль за исполнением возложенных судом на условно осужденных обязанностей; 4) исполнение назначенного условно осужденным дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Данные требования существенно ограничивают свободу личности не только во временном, но и в пространственном аспекте (ограничения в свободе передвижения), что приводит к возникновению депривационного состояния, вызванного принудительными мерами воздействия. За осужденными ведется постоянный контроль, имеющий своей целью предупреждение рецидивных преступлений, профилактику девиантного поведения, соблюдение норм и правил, принятых в обществе. Однозначно, образ жизни, который осужденный вел до вынесения ему приговора, и наступивший после него существенно сказывается на формировании определенного набора психологических черт, влияющих на восприятие человеком не только окружающего мира, но и самого себя, на формирование депривационного и дезадаптационного состояния его личности [6]. Для диагностики самосознания личности был подобран следующий комплекс психодиагностических методик: для изучения когнитивного компонента самосознания личности - «Личностный дифференциал»; - методика диагностика межличностных отношений Т. Лири; - проективная методика А.А. Кроника для изучения психологического времени жизни личности; для изучения эмоционального компонента самосознания личности - тест-опросник самоотношения В.В. Столина; - «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шостром в модификации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз; для изучения поведенческого компонента самосознания личности - многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; - «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л.И. Вассерман); - опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина; - методика определения уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда; - тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО). В ходе проведения вторичной статистической обработки полученных данных для сравнения результатов исследования когнитивного компонента самосознания личности условно осужденных и лиц, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности, был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок (так как распределение существенного числа показателей выборок не отличалось от нормального распределения данных). В ходе сравнения двух выборок нами были получены статистически значимые различия по следующим показателям: факторы «Оценка» (t=-2,974; р= 0,03) и «Сила» (t= -3,214; р=0,01) в идеальном «Я-образе» (по методике «Личностный дифференциал»); типам отношений «Подозрительный» (t=2,579; р=0,04), «Агрессивный» (t=3,152; р=0,01) и «Эгоистичный» (t=2,365; р=0,04) (по методике межличностных отношений Т. Лири) (Таблица 1). По другим показателям в двух выборках значимых различий обнаружить не удалось. Таблица 1 Значимые различия в когнитивном компоненте самосознания личности
Таким образом, две выборки испытуемых статистически значимо различаются по уровню самоуважения, волевым качествам (у условно осужденных эти показатели ниже), подозрительному, агрессивному и эгоистичному типам отношений (у условно осужденных выше). Сопоставляя результаты проективной методики А.А. Кроника, можно сделать вывод о том, что временная перспектива условно осужденных носит дискретный характер, в отличие от более гармоничной временной перспективы личности из второй выборки испытуемых. Вторичная статистическая обработка данных по диагностическим результатам эмоционального компонента самосознания двух выборок испытуемых показала следующие статистически значимые различия: по шкалам самоуважения (t=-2,572; р= 0,03), ожидания положительного отношения других (t=-2,982; р=0,01), самоинтереса (t=-3,115; р=0,01) и самопонимания (t=-2,736; р=0,03) (по тесту-опроснику самоотношения В.В. Столина), по шкалам компетентности во времени (t=-2,594; р=0,03), гибкости поведения (t=-2,914; р=0,03), сензитивности к себе (t=-3,321; р=0,01), самопринятия (t=-3,008; р=0,01) и контактности (t= -2,574; р=0,03) (по методике САТ Э. Шостром) (Таблица 2). По другим показателям в двух выборках значимых различий обнаружить не удалось. Таблица 2 Значимые различия в эмоциональном компоненте самосознания личности
Вторичная статистическая обработка данных по поведенческому компоненту самосознания двух выборок испытуемых с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок показала различия: по шкалам личностного адаптационного потенциала (t=-2,736; р= 0,03), поведенческой регуляции (t=-2,689; р=0,04) (по результатам методики МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина); по уровню неудовлетворенности такими социальными факторами, как образование (t=2,571; р= 0,03), положение в обществе (t=3,085; р=0,01), содержание работы (t=2,785; р= 0,03), образ жизни в целом (t=3,184; р=0,01) (по методике «Диагностика уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассерман); по значимости терминальных ценностей «Развитие себя» (t=-2,986; р=0,01) и «Духовное удовлетворение» (t=-2,169; р=0,05) (по методике ОТеЦ И.Г. Сенина); по шкалам общей интернальности (t=-3,245; р=0,01), интернальности в области достижений (t=-2,329; р=0,04) (по методике УСК Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда); по шкалам «Процесс жизни» (t=-2,842; р=0,03) и «Результативность жизни» (t=-2,953; р=0,03) (по методике СЖО Д.А. Леонтьева) (Таблица 3). По другим показателям в двух выборках значимых различий обнаружить не удалось. Таблица 3 Значимые различия в поведенческом компоненте самосознания личности
По результатам сравнения полученных в ходе проведения психодиагностического обследования в двух выборках испытуемых данных были выявлены следующие статистически значимые различия: у условно осужденных ниже уровень самоуважения и волевых качеств в идеальном «Я-образе», ожидания положительного отношения других, самоинтереса, самопонимания, компетентности во времени, гибкости поведения, сензитивности к себе, самопринятия и контактности, личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции, общей интернальности; выше выраженность подозрительного, агрессивного и эгоистичного типов отношений, уровень неудовлетворенности такими социальными факторами, как образование, положение в обществе, содержание работы, образ жизни в целом. Временная перспектива условно осужденных носит дискретный характер, в отличие от более гармоничной временной перспективы личности из второй выборки испытуемых. Полученный результат в целом свидетельствует об отличиях самосознания личности условно осужденных от самосознания лиц, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности. Данный факт необходимо учитывать при составлении программы профилактической работы, направленной на предупреждение рецидивных преступлений условно осужденных. Литература 1. Райгородский Д.Я. Психология самосознания: хрестоматия по социальной психологии личности. – Самара: Изд-во «Бахрах-М», 2007. – 672 с. 2. Власенко А.И. Диверсификация подходов и концепций в исследованиях самосознания личности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2013. – № 1. – С. 246-249. 3. Власенко А.И. Самосознание личности в аспекте самоактуализации, самопринятия, реального и идеального «Я-образов» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. – Вып. 2. – С. 69-73. 4. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 2001. – 210 с. 5. Психологическое обеспечение / Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gufsin63.ru 6. Власенко А.И. Гендерный подход к самосознанию личности в условиях депривации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 3. – С. 263-270. Об авторе Власенко Анастасия Игоревна – аспирант кафедры психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования Власенко А.И. Экспериментальное исследование самосознания личности условно осужденных и лиц, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|