|
Магазева Е.А., Братухин А.Г., Агарина К.Ю., Бочуля К.С. (г. Омск)
ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ КАК ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИЧНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
УДК 159.922 Аннотация. Представлены материалы исследования специфики когнитивных и эмоциональных компонентов восприятия прошлого, настоящего и будущего лиц с краткосрочной и долгосрочной временной перспективой. В ходе исследования выявлены значимые различия в восприятии времени, свидетельствующие о том, что лица с долгосрочной временной перспективой воспринимают настоящее более оптимистично. Выявлена взаимосвязь временной перспективы с восприятием прошлого, настоящего и будущего. Определено, что восприятие прошлого может ограничивать активность человека в отношении постановки и реализации долгосрочных целей, удовлетворенность настоящим затрудняет постановку долгосрочных целей, но способствует планированию задач в среднесрочной перспективе, а хорошая ощущаемость и представление будущего способствует постановке жизненных задач в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Ключевые слова: временная перспектива, восприятие прошлого, настоящего и будущего.
Изучение специфичности восприятия времени дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек прогнозирует свое будущее, видит его связь с прошлым и настоящим, осознает ближайшие и долгосрочные задачи в контексте целостного жизненного пути. Восприятие времени – это явление, включающее отражение на уровне ментальных репрезентаций таких характеристик ситуаций окружающей действительности, как цикличность, длительность, скорость протекания и последовательность. Время носит сквозной характер по отношению ко всем психическим процессам, оно пронизывает и связывает их. Изучение понятия «время» в современном научном знании породило множество естественнонаучных и гуманитарных подходов, охватывающих широкий круг проблем. В рамках различных теорий анализируются взаимосвязь времени и человека, а также порождаемая этой взаимосвязью особая реальность: особенности структурирования времени, протяженность временной перспективы, соотношение ближайших и долгосрочных задач [1, 8]. Отдельной областью исследований взаимосвязи человека и времени является оценка прогностического потенциала восприятия человеком жизненных ситуаций и построения поведения в соответствии с планируемыми целями и задачами. Положительные или отрицательные параметры такого потенциала зависят, в первую очередь, от внутренне присущей человеку способности накапливать, осмысливать и на основе такого комплекса мероприятий воспроизводить субъективное отражение объективного мира посредством его важнейшей категории – «психологического времени». В проблематике психологического времени и жизненного пути личности выделяются три основных компонента: психологическое прошлое, психологическое настоящее, психологическое будущее. Эти структурные компоненты играют неоценимую роль в развитии личности, в ее самореализации и самоорганизации [2, 4, 7]. Впервые научное обоснование понятия «временная перспектива» получило в работах К. Левина, который использовал его для описания целостного видения человеком своей жизни в прошлом, настоящем и будущем [3]. С точки зрения автора, жизненная перспектива является своеобразной самопроекцией человека в будущее и отражает всю систему его мотивов и одновременно как бы выходит за рамки наличной мотивационной иерархии. Человек имеет видение не только своего настоящего, но и определенные ожидания, надежды, опасения, желания, отнесенные в будущее. Ж. Нюттен рассматривает временную перспективу в мотивационном аспекте, ее влияние на поведение, прежде всего, как функцию репрезентации или когниции. Он исходит из того, что наряду с актуально воспринимаемыми человеком явлениями, существуют еще и различные объекты, о которых он время от времени думает, но которые не в меньшей степени стимулируют его активность, влияют на поведение. Эти объекты-цели или «мотивационные объекты» несут определенные знаки или индексы времени. Концепция временной перспективы Ж. Нюттена предполагает, что события со своими временными знаками находятся во временной перспективе подобно тому, как объекты, существующие в пространстве, находятся в пространственной перспективе [8]. Психологи, изучающие восприятие времени, подчеркивают тот факт, что поведение, деятельность и особенности принятия решения человеком детерминируется не только положением дел в настоящем, но также событиями прошлого и будущего, представленными во временной перспективе [1, 4, 6, 9]. В рамках понятия о временной перспективе прошлые и будущие события влияют на осуществляемое в настоящем поведение в той степени, в какой они актуально представлены на когнитивном уровне поведенческого функционирования. Функция проектирования будущего дает человеку возможность изменять уровень неопределенности жизненных ситуаций по шкале времени, то есть, осуществляя прогноз действий во временной перспективе [5]. Категория временной перспективы включает в себя рассмотрение личности во временном континууме и чем более обширными и уходящими в отдаленное будущее целями живет человек, тем более интегрированы его личностные свойства. Так человек, живущий во имя отдаленных целей, которые имеют для него жизненный смысл, экстраполирует свои потребности, возможности и наличные качества на предполагаемые, ожидающие его ситуации и ближайших целей достигает с учетом предстоящих. Таким образом, психологическое будущее обеспечивает смысловую и временную перспективу личности. Целью исследования являлосьопределение взаимосвязи планирования жизненных задач с особенностями восприятия прошлого, настоящего и будущего. В качестве задач исследования ставились следующие: 1.Выявить специфику временной перспективы и особенности когнитивных, эмоциональных компонентов при восприятии прошлого, настоящего и будущего. 2. Определить различия в восприятии прошлого, настоящего и будущего у лиц с краткосрочной и долгосрочной временной перспективой. 3. Выявить взаимосвязь планирования краткосрочных и долгосрочных задач с особенностями восприятия прошлого, настоящего и будущего. В исследовании приняли участие 63 испытуемых, в возрасте от 21 до 25 лет. Для исследования особенностей постановки целей и выявления мотивационных объектов испытуемым предлагалась для заполнения методика мотивационной индукции Ж. Нюттена [8]. Методика предназначена для анализа содержания мотивационных устремлений испытуемых, описаний будущего и для изучения временной перспективы в различных экспериментальных условиях и предполагает двухэтапную процедуру измерения: на первом этапе выявляется набор объектов, интересующих или мотивирующих субъекта, затем выявленные объекты располагаются по темпоральной шкале, чтобы измерить особенности временной перспективы субъекта. Этот метод принадлежит к типу методик на завершение предложений, которые называются мотивационными индукторами,сформулированы в первом лице единственного числа. Они стимулируют испытуемого к перечислению (обычно в письменной форме) конкретных объектов, которые для него желательны, к которым он стремится. Фиксация мотивационных объектов проводилась на основе контент-анализа, с помощью которого высказывания испытуемых относились к различным категориям. Темпоральная шкала, на которой располагаются мотивационные объекты, разделена на две части. Первая часть, предназначена для достаточно близкого будущего и шкалируется в календарных единицах: в настоящий момент, в течение дня, в течение недели, в течение месяца, в течение двух или трех месяцев, в течение одного года, в течение одного или двух лет. Вторая часть включает периоды социальной жизни: возраст до начала обучения в школе (0-6 лет); обучение в начальной школе (6-10 лет); обучение в средней и старшей школе (11-17 лет); период послешкольного образования, включая профессиональное образование (18- 23 лет); переходный период, когда человек приступает к работе или создает собственную семью (18-25 лет); первая половина профессиональной карьеры или взрослой жизни (25-45 лет); вторая половина профессиональной карьеры, до возраста ухода на пенсию (45-65 лет); старость – с 65 лет. Также анализируется, если обращение к оставшемуся периоду жизни неопределенно и не слишком выражено, и показатели «открытого настоящего», когда мотивационный объект является модальностью, качеством или способностью, которыми субъект хотел бы обладать не только на данный момент, но и в более или менее отдаленном будущем. По перечисленным показателям выполнялся профиль перспективы будущего испытуемого. Для изучения когнитивных и эмоциональных компонентов в субъективном восприятии личностью своего психологического времени использовалась методика «Семантический дифференциал времени» [2]. Для статистической обработки результатов исследованияиспользовались непараметрический критерий значимости различия Манна-Уитни для сравнения 2 групп по изучаемому признаку и корреляционный анализ Спирмена. На первом этапе исследования на основании данных, полученных в результате анализа по методике Ж. Нюттена, выборка испытуемых была разделена на 2 группы: с краткосрочной временной перспективой (N=38) и долгосрочной временной перспективой (N=25). Выявлены значимые различия в восприятии прошлого, настоящего и будущего у лиц с краткосрочной и долгосрочной временной перспективой только по критерию «эмоциональность настоящего» (U=10 при p≤0,05). Данный результат свидетельствует о том, что лица с долгосрочной временной перспективой воспринимают настоящее более эмоционально, оптимистично, удовлетворены жизненной ситуацией, их переживания более яркие и насыщенные. На втором этапе исследования выявлялась взаимосвязь планирования жизненных задач и особенностей восприятия прошлого, настоящего и будущего. Выявлены результаты, свидетельствующие о зависимости планирования ближайших и долгосрочных жизненных задач от восприятия прошлого (рис. 1).
Рис.1. Связь когнитивных и эмоциональных компонентов в восприятии прошлого с темпоральными периодами Определена связь величины прошлого с неясной локализацией жизненных задач в период взрослости (r=0,64 при p≤0,01), которая может свидетельствовать о том, что чем более наполнено положительными переживаниями прошлое человека, тем выше мотивационный потенциал и ожидание от будущих перспектив. Но так как насыщенность времени может изматывать, человеку сложнее ставить конкретные временные рамки, поэтому планы не конкретизированы, ближайшие и дальние жизненные задачи расположены в неопределенном будущем. И наоборот, чем менее насыщенно прошлое человека, тем больше человек живет сегодняшним днем, он не настроен на размышление о будущих перспективах. Выявлена связь структуры прошлого с перспективой на неделю (r=0,44 при p≤0,05). Данная взаимосвязь заключается в том, что чем лучше структурировано и упорядоченно представление о прошлом и его событиях, тем легче человеку продумывать краткосрочные задачи, например, планы на ближайшую неделю. Связь структуры прошлого с перспективой на год (r=0,6 при p≤0,01) свидетельствует о том, что когда события в прошлом упорядочены представлениями человека, окружающий мир воспринимается относительно стабильным и безопасным, и человеку проще планировать жизненные задачи на периоды средней срочности. И наоборот, чем более хаотично воспринимаются события, происходившие в прошлом, тем меньше у человека опыта и желания четко строить планы на будущее, тем сложнее планировать задачи и способы достижения на среднесрочные периоды. Связь структуры прошлого с неясной локализацией в период взрослости (r=0,45 при p≤0,05) заключается в том, что опыт структурирования событий в прошлом дает возможность выстроить приблизительный план на долгосрочный жизненный период, но без конкретных временных границ. Выявлена обратная связь структуры прошлого со второй половиной взрослости (r=-0,56 при p≤0,01). Данная зависимость свидетельствует о том, что чем хуже структурировано прошлое, чем более хаотично воспринимаются события, происходившие в нем, тем больше человек настроен на планирование жизненных целей в долгосрочной перспективе. И наоборот, чем лучше структурировано прошлое, тем меньше человек думает о долгосрочной перспективе, не прогнозируя жизненные цели на период после 45 лет. Восприятие настоящего также связано со специфичностью планирования жизненных целей (рис. 2). Рис.2. Связь когнитивных и эмоциональных компонентов в восприятии настоящего с темпоральными периодами Связь величины настоящего с неясной локализацией в период взрослости (r=0,52 при p≤0,05) заключается в том, что при положительной смысловой наполненности настоящего периода жизни, человек прогнозирует насыщенную жизнь с ощущением внутреннего комфорта и свободы, и потому ставит цели без конкретных временных рамок, которые могли бы ухудшить его психологическое состояние. Взаимосвязь ощущаемости настоящего с перспективой на год (r=0,62 при p≤0,01) заключается в том, что человек точно знает, что имеет на данный период времени (тесная связь с актуальным периодом времени) и может строить среднесрочные перспективы. И, наоборот, при нарушении связи с действительностью, человек не видит никаких перспектив и «плывет по течению». Определена связь ощущаемости настоящего с периодом обучения в вузе (r=0,56 при p≤0,01). Данный результат может свидетельствовать о том, что когда человек живет «здесь и сейчас», тесно связан с актуальным периодом времени, эмоционально вовлечен в события, которые с ним происходят и активно участвует в происходящем, то знает, что его ждет в ближайшие несколько лет, а, следовательно, может строить планы. И наоборот, чем меньше связь с настоящим, тем меньше человек понимает, зачем он получает те или иные знания и, следовательно, не задумывается о будущих перспективах, не видит их. Восприятие будущего на уровне когнитивного функционирования и эмоционального отношения также взаимосвязано с планированием задач и целей в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе (рис. 3). Рис.3. Связь когнитивных и эмоциональных компонентов в восприятии будущего с темпоральными периодами Связь ощущаемости будущего с перспективой на день (r=0,59 при p≤0,01) заключается в том, что когда человек тесно связан с ощущением ожидающих его возможных событий, ему легко составить четкий план действий на грядущий день. Определена связь ощущаемости будущего с периодом обучения в вузе (r=0,47 при p≤0,05), которая заключается в том, что если человек хорошо ощущает будущее, ему легко строить планы на период обучения в вузе, так как изначально этот период во многом предопределен, и человек понимает, с какой целью он проходит обучение и что это ему даст в будущем. Связь ощущаемости будущего с неясной локализацией в период взрослости (r=0,45 при p≤0,05) заключается в том, что если у человека есть ощущение будущего и он имеет относительно четкое представление о планируемых событиях, то он ставит определенные цели на неопределенное будущее, в связи с его вариабельностью. Связь эмоциональной окраски будущего с перспективой на день (r=0,76 при p≤0,01) свидетельствует о том, что если человек настроен позитивно, рад будущему дню, удовлетворен ожидающими его делами, ему просто запланировать только будущий день, так как данное состояние небольшое по длительности. Связь величины будущего с перспективой на день (r=0,58 при p≤0,01) можно объяснить тем, что когда человек ожидает, что его будущее будет иметь смысловую наполненность и насыщенность положительными эмоциями, а так же присутствует ощущение внутренней свободы, он строит масштабные планы на день. Связь структуры будущего с перспективой на день (r=0,4 при p≤0,05) заключается в том, что если будущее структурировано, есть определенные цели-минимум, тем проще продумать план на день, потому что человек знает, чего нужно достичь и может представить, что для этого нужно сделать. И наоборот, если человек не знает, что его ждет в будущем, ему нет смысла планировать свой будущий день. Также выявлена связь структуры будущего с перспективой на год (r=0,72 при p≤0,01) которая свидетельствует о том, что если будущее человека продуманно и структурировано, у него есть определенные цели-минимум и цели-максимум, то продумывать перспективу на год намного проще. В результате проведённого исследования можно сделать выводы:
Литература
Об авторе Магазева Елена Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации» e-mail:psicholog1981@yandex.ru Братухин Александр Георгиевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации» e-mail: Агарина Ксения Юрьевна – студентка 6 курса медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации» e-mail: Бочуля Каролина Сергеевна – студентка 6 курса медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации» e-mail:
Ссылка для цитирования Магазева Е.А., Братухин А.Г., Агарина К.Ю., Бочуля К.С. (г. Омск) Планирование жизненных задач как отражение специфичности восприятия времени. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен. |