Гурылева Л.В., Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю. (г. Ульяновск, г. Тольятти)

Гурылева Л.В., Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю. (г. Ульяновск, г. Тольятти)

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

УДК 159.99

English verson:

Аннотация. В статье проводится анализ психологических особенностей клиентов, обращающихся за психологической помощью. Анализируются основания для выделения типологии клиентов, раскрывается проблематичность имеющихся исследований.

Ключевые слова: психологическая помощь, психологические особенности, типология клиентов, обращающихся за психологической помощью.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Особенности условий, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, характеризуются кардинальными и постоянными изменениями, представляющими собой, по сути, кризисные ситуации социальной жизни. Эти ситуации априори являются трудными ситуациями для человека, факторами его невротизации, эмоциональной нестабильности, что, несомненно, с одной стороны ставит принципиально новые задачи, чем ситуации прежней жизни, а с другой стороны предъявляют к человеку определенные и совершенно иные требования в сторону повышения личной ответственности индивида за свою жизнь. В связи с этим, большое значение имеет оказание грамотной и эффективной психологической помощи.

Развитие практической психологии, в контекст которой формировались и совершенствовались различные формы и виды психологической помощи произошло относительно недавно. В России практическая психология как отдельный вид деятельности выделился в 80-х годах прошлого века, что, несомненно, определяет отношение людей к психологической помощи, влияет на психологическую культуру людей, определяет особенности обращения людей за психологической помощью. Эта особенность характеризуется противоречием между высокой потребность в психологической помощи в силу ряда объективных причин и низкой частотой обращения, обращением за психологической помощью только в критических и экстренных случаях, когда ситуация достигает состояния трудноразрешимой (С.Н. Костромина, Е.В. Зиновьева, А.В. Шаболтас). Противоречивость отношения к психологической помощи заключается в том, что, несмотря на заявленную высокую готовность обращаться за психологической помощью, оказавшись непосредственно у психолога, клиенты начинают избегать ее, отказываясь от сотрудничества с психологом (Р.Р. Попова, А.Н. Соболева). Исследования обнаруживают наличие множества негативных установок и стереотипов в отношении психологической помощи у российских клиентов, что определяется, в том числе, и низким уровнем психологической культуры всего российского общества. В совокупности, перечисленные противоречия оказывают влияние на эффективность оказания психологической помощи, и заставляют искать пути ее повышения, одним из которых является анализ психологических особенностей клиентов, обращающихся за психологической помощью.

Знание психологических особенностей людей, которые обратились за психологической помощью, позволят:

1) четко выделять особенности психологических проблем, в соответствии с которыми можно определять наиболее эффективные направления и формы психологической помощи;

2) структурировать процесс оказания психологической помощи, начиная от планирования самой помощи, заканчивая выбором методических подходов и методов, адекватных для личности самого клиента.

3) разработать эффективную систему психологического просвещения, подходящего для каждого клиента, в соответствии с его социально-демографическими и индивидуально-психологическими особенностями.

Кроме того, систематизация знаний о психологических особенностях клиентов и соответствующих им запросов позволят структурировать обучение специалистов в этой области, повысит эффективность подготовки и переподготовки практических психологов, психологов-консультантов. это в свою очередь окажет влияние на развитие позитивной профессиональной идентичности практических психологов [3; 5].

Анализируя подходы к определению важности тех или иных индивидуально-психологических особенностей клиентов в рамках зарубежной психологии, следует указать на то, что психологическая помощь за рубежом сформировалась на основе основных психологических школ психоанализа, бихевиоризма, гуманистической и экзистенциальной психологии. Соответственно, круг проблем и личностных проблем клиента определяется теоретической концепцией, лежащей в основе практической психологической помощи.

Анализ исследований показывает, что выделение тех иных психологических особенностей, важных для процесса психологической помощи и ее эффективность, зависит от взгляда на структуру личности, специфику ее развития в онтогенезе, особенностей выделения движущих сил развития. Так, в рамках психоаналитического направления, важными для оказания эффективной психологической помощи особенностями клиентов являются механизмов защиты, взаимодействие между ид и супер-эго, личностными особенностями, определяемые характером прохождения всех стадий психосексуального развития и фиксацией на той или иной стадией (З. Фрейд, А. Фрейд, М. Клейн, А Грин, Винникот и др.). В рамках адлерианского направления, важным является степень развития чувства общности, стремления к превосходству, и комплексна неполноценности, вида компенсации, используемого человеком. А так же при организации процесса психологического консультирования важным является совпадение целей психолога и клиента, в противном случае, результат консультирования будет малоэффективен и оба участника процесса столкнутся с явлением «переноса», затрудняющим дальнейшее оказание психологической помощи (А. Адлер). Для последователей гуманистического направления значимыми психологическими особенностями являлась самооценка, картина мира клиента, формируемая в рамках его феноменологического поля, конгруэнтность, определяемая степенью соответствия опыта клиента и реальным состоянием ситуации (К. Роджерс), особенности преобладающей жизненной мотивацией и степенью ее осознанности (А. Маслоу). Представители экзистенциального направления, указывали на важность осознания экзистенциальной составляющей картины мира клиента, и особенности переживания экзистенциального вакуума, страха смерти, и одиночества (А. Лэнгле, В. Франкл, Л.А. Пергаменщик, И. Ялом и др.).

Таким образом, анализируя состояния исследований психологических особенностей клиентов, обращающихся за психологической помощью в зарубежной психологии можно говорить об их огромном разнообразии, связанным с разнообразием теоретических подходов, на которых основана практика оказания психологической помощи. При этом, представители всех направлений подчеркивают важность исследования картины мира клиента, поскольку это позволяет работать в рамках тех стереотипов, установок, которые формируются у человека в том числе и на бессознательном уровне. Анализ картины мира клиента позволяет избежать сопротивления и защит в процессе оказания психологической помощи и делает ее более эффективной.

В традициях отечественной психологии, в отличие от зарубежных, понятие «психотерапии» и «психологической помощи» являются разделенными. Под психологической помощью понимается совокупность действий специалиста в области практической психологии по отношению к другому человеку, группе людей или самому себе, целью которых является создание условий для улучшения его/их психологического состояния, актуализации его/их внутренних ресурсов и повышения его/их личной, а в ряде случаев, и профессиональной эффективности, определяется совокупностью основных направлений профессиональной деятельности психолога. Основными направлениями психологической помощи традиционно указывались индивидуальное и групповое консультирование. Именно в рамках этих направлений практической психологии в отечественной психологии были реализованы исследования особенностей клиентов и созданы их типологии.

В зависимости от понимания целей психологического консультирования исследователям уделялось внимание там или иным психологическим особенностям. Так Г.С. Абрамова считает важным у клиента степень осознанности собственного поведения, спектра разнообразия поведенческих паттернов, что позволяет клиенту «…создавать осознанные нешаблонные способы действия, в соответствии с возможностями культуры и сохранять психологическое здоровье» [1, с. 186]. Схожей точки зрения придерживается Р. Кочюнас, который важными особенностями клиента считал наличие черт зрелой личности [8, с. 25-32].

А.Ф. Копьев большое внимание уделял уровню самозамкнутости личности, признаками которой являются страх самораскрытия, ощущения дискомфорта от глубинного и личностного общения [7].

С.А Капустин в соответствии с основной целью психологического консультирования выделяет степень развития оценочной позиции, разрушение которой позволяет человеку расширить свое сознание и спектр направление, способствующих самоопределению [6].

Наиболее цельно проблема изучения психологических особенностей клиента определена в исследованиях Н.Н. Обозова, поскольку основной задачей психолога является доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации, что можно эффективно сделать только в той форме, которую человек готов принять. В связи с этим Н.Н. Обозовым была разработана типология клиентов и определены способы работы и поведения по отношению к разным типам клиентам [9]. Так по характеру запроса на психологическую помощь он выделят такие типы клиентов как:

- неуверенный в себе (цель обращения за психологической помощью – снятие с себя ответственности за принятие жизненно важных и необходимых решений);

- уверенный в себе клиент (цель обращения за психологической помощью- подтверждение его точки зрения на сложившуюся проблему);

- все знающий, доверяющий только себе (цель обращения за психологической помощью поиск собеседника);

- жаждущий «выговориться» (цель обращения за помощью – получение от психолога любви, принятия, сочувствия).

Кроме этого им выделены типы клиентов в зависимости от особенностей восприятия психических явлений, способу работы со своими проблемами, пола клиента, телосложения клиента.

Таким образом, в попытках систематизировать типы клиентов Н.Н. Обозов выделял социально-демографические, физиологические критерии, так же обозначаемые им критерии были обусловлены самой психологической проблемой.

В рамках отечественной практической психологии был введен термин «трудных клиентов» и описаны их индивидуально-психологические особенности как тех, кто обращается за психологической помощью в рамках индивидуального консультирования (Е.Г. Бельская), так и тех, кто работает в формате группового консультирования и тренинга (А.Е. Дружинин, А.Л. Замулин, И.А. Венщикова).

В русле систематизации и структурирования психологической помощи были сделаны исследования типов клиентов в зависимости от отношения к психологической помощи (А.Н. Соболева). Отношение клиентов к психологической помощи определяется совокупностью знаний, представлений о психологической помощи, и соответствующих этим знаниям и представлениям чувствам и эмоциям клиента по отношению к психологам и психологической помощи. При этом в зависимости от отношения клиенты подразделяются на адекватно относящихся (отношение соответствует реальности) и неадекватно относящиеся отношение не соответствует реальности).

Анализ исследований психологических особенностей клиентов, обращающихся за различными видами психологической помощи показал, что особняком стоят исследования, в которых выделяются отдельные стороны личности людей, получающих психологическую помощь. Так, В. Ж. Зуева в своих исследованиях показала, что смысловая организация половой идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью, характеризуется внутренней конфликтностью в восприятии себя как женщины. Ф.Г. Майленова отметила, что основными характеристиками клиентов, психологической помощи выступают коммуникативные трудности и нежелание принимать ответственность за значимые события в своей жизни. Г.И. Малейчук указывает на часто встречаемые в клинической практике тревожность, нарциссизм, зависимость, инфантильность и др.

Несмотря на кажущееся разнообразие в исследовании как отдельных качеств и сторон – психологических особенностей личности клиентов, так и попытки их систематизации, можно выделить следующие существенные недостатки имеющихся работ, позволяющие говорить о необходимости систематического и обобщенного анализа личности клиента, обращающихся за психологической помощью:

1. Разработка проблемы психологических особенностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, носит практико-ориентированный характер, поскольку проводится, как правило, в рамках клинического опыта в психотерапии, психологическом консультировании, тренинговой работе.

2. Разнообразие методологических оснований, положенных в основу типологии клиентов, приводит не только к разнообразию выделяемых психологических особенностей, но и к их противоречивости.

3. Ограниченность выделенных особенностей личности клиентов анализом самоотношения; взаимодействия с окружающими людьми; общего функционирования в жизненном пространстве, способности управлять миром.

4. Стремление создать универсальную типологию клиентов не в зависимости от характера их психологического переживания, а в зависимости от доминирующих характеристик их личности, успешности в психотерапии, особенностей взаимоотношений с психологом и т.д.

5. Исследования ограничиваются анализом индивидуально-психологических особенностей клиентов, обращающихся в основном за индивидуальным и групповым консультированием и отсутствуют работы, посвященные особенностям клиентов, ориентированных на психопрофилактическую, психодиагностическую и другие направления психологической помощи.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – М.: Академия, 1996. – 126 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

3. Белозерова Л.А., Сафукова Н.Н. «Эмоциональное выгорание» как форма профессиональной деформации личности специалистов социономических профессий// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2014. – № 2. – С. 25-27.

4. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учебное пособие. – Обнинск: ИАТЭ, 1998. – 80 с.

5. Гурылева Л.В., Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю. Исследование особенностей содержательного аспекта профессиональной идентичности практических психологов // Прикладная психология и психоанализ, 2014. – Т. 2. – С. 2.

6. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования// Вопросы психологии, 1993. – №5. – С.50-56.

7. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психологическом консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал, 1992. – № 1. – С. 33-48.

8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 150 с.

9. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993. – 49 с.

Об авторе

Гурылева Любовь Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Еремина Лариса Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нагорнова Анна Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской части ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Гурылева Л.В., Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю. Анализ исследований психологических особенностей клиентов как фактора эффективности психологической помощи. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 3. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.