Анненкова Н.В. (г. Москва)

Анненкова Н.В. (г. Москва)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАТРИОТИЗМЕ И ЛИЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ

  

УДК 159.923 

English verson:

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи патриотизма и личной социальной ответственности. Сделан вывод о том, что развитие личной социальной ответственности перед другими позволяет избежать отождествления патриотизма с национализмом.

Ключевые слова: патриотизм, личная социальная ответственность, национализм, этноцентрическая установка.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Патриотизм и социальная ответственность – две характеристики значимые для государства, в том числе с точки зрения развития новых поколений граждан. Поэтому дифференциация данных понятий, с одной стороны, и определение аспектов их пересечения, с другой, является важной и, в тоже время, интересной задачей.

Понятие «патриотизм» подвержено многозначности интерпретаций, и оттого оно сложно для однозначного определения. Можно выделить несколько признаков понятия патриотизма, на которые указывают авторы:

- большинство авторов определяют патриотизм как нравственное качество личности, характеризующее ее духовное развитие [5];

- все без исключения авторы выделяют в содержании этого понятия чувство любви к Родине в разных его проявлениях: любовь к Родине (Отечеству), гордость за свою страну, преданность своему Отечеству и др.;

- часть авторов указывают на деятельностную установку личности: готовность служить в рядах Вооруженных сил; практическими делами укреплять могущество и независимость Родины; стремление служить в армии; стремление к защите Родины, к активным действиям во имя блага, суверенитета, достоинства.

Так одно из направлений к пониманию патриотизма, отраженное в монографии В.И. Лутовинова и И.И. Мельниченко «Развитие патриотизма в России XXI века», определяет патриотизм как одно из высших, наиболее значимых чувств – любви к Родине, Отечеству. Однако эта сила не ограничивается лишь возвышенностью любви, а побуждает к активным действиям, поступкам, поэтому это направление авторы называют активно-деятельностным [4].

Данный подход подводит нас к проблеме социальной ответственности, которая, в свою очередь, будучи активной позицией, является добровольным вкладом бизнеса в развитие общества. И понимается как «ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т.д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом» [7].

Более того, результаты исследований позволяют говорить о таких личностных качествах индивидуумов, связанных с высоким уровнем личной социальной ответственности, как реалистичность, надежда на себя, самостоятельность, жёсткость; позитивное и уважительное отношение к людям; а также склонность взвешивать поступки, не доверять первым побуждениям и увлечениям [2].

В нашем пилотажном исследовании сделана попытка выявить взаимосвязи представлений о патриотизме и личной социальной ответственности. Выборку составили 25 студентов первого курса Финансового университета при Правительстве РФ. Возраст 17-19 лет.

Методики исследования: «Методика оценки личной социальной ответственности» Н.В. Анненковой и методика диагностики структуры патриотизма (Камнева Е.В., Анненкова Н.В., Полевая М.В.). Представление о патриотизме в методике диагностики структуры патриотизма представлено шкалами: отсутствие этноцентрической установки; отождествление патриотизма с национализмом; представление о цели патриотизма; представление о чертах личности патриота.

Разработанная нами методика оценки личной социальной ответственности, позволяет выявить следующие ее компоненты: личную социальную ответственность индивидуума по отношению к «другому», компании и обществу [1]. В ней представлено 7 проблемных ситуаций, к каждой из которых предлагается три высказывания, отражающие возможные отношения индивидуума к феномену социальной ответственности: единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров; бизнес должен делать максимально доступный вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества, а также в сохранение окружающей среды; социальная ответственность бизнеса сокращает долгосрочные потери прибыли, создавая преимущества благоприятного социального окружения лишь в долгосрочной перспективе [3].

Полученные данные свидетельствуют о преобладании высокого уровня личной социальной ответственности в исследуемой нами выборке студентов (см. Таблицу 1), в частности, такого ее компонента, как ответственность по отношению к компании. Помимо этого, средний и высокий уровни личной социальной ответственности по отношению «к другому» и к обществу представлены, в среднем, в равной степени. Низкие значения в исследуемой нами выборке, практически не наблюдаются.

Таблица 1.

Выраженность личной социальной ответственности в выборке (%)

 

Общий

я-другой

я-компания

я-общество

Высокие

64%

46%

64%

56%

Средние

36%

54%

36%

40%

Низкие

0%

0%

0%

4%

В тоже время, исследование представлений о патриотизме дало следующие результаты, представленные в таблице 2. Представление о цели патриотизма и его значимой пользе для страны, ее жителей очевидны для большинства испытуемых нашей группы. Испытуемые скорее склонны не отождествлять патриотизм с идеей фиксации на определенной нации: 44% участников опроса не связывают идеи патриотизма с фокусировкой, центрацией на определенной нации, 54% испытуемых скорее не склонны считать данные понятия взаимосвязанными, этноцентрическая установка выражена у них на среднем уровне. Отождествление патриотизма и национализма, как отдельная шкала нашего исследования, проявляется у большинства испытуемых на среднем уровне, и представлена 60 процентами студентов.

Таблица 2.

Распределение выборки по уровню выраженности показателей представления о патриотизме (%)

 

1.1. Отсутствие этноцентрической установки

1.2. Отождествление патриотизма с национализмом

1.3. Представление о цели патриотизма

1.4. О чертах личности патриота

высокий уровень

44,00%

12%

88%

36%

средний уровень

54%

60%

12%

44%

низкий уровень

12%

28%

0%

30%

Для изучения взаимосвязи представлений о патриотизме и личной социальной ответственности был проведен корреляционный анализ, данные которого представлены в таблице 3. Результаты данного исследования позволяют, во-первых, подтвердить предположение о взаимосвязи патриотизма и личной социальной ответственности. Польза патриотизма, с точки зрения характеристик исследуемых нами студентов, очевидна и дает положительную корреляцию со всеми аспектам личной социальной ответственности.

Таблица 3.

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи личной социальной ответственности и патриотизма

 

1.1. Отсутствие этноцентрической установки

1.2. Отождествление патриотизма с национализмом

1.3. Представление о цели патриотизма

1.4. О чертах личности патриота

общий

0,142078

-0,43471

0,961286

0,044232

я-другой

0,10036

-0,44848

0,722337

-0,13275

я-компания

0,414361

-0,27187

0,491632

0,340264

я-общество

-0,13898

-0,21591

0,705834

-0,10505

Помимо этого, отсутствие этноцентрической установки, как возможной составляющей патриотизма у испытуемых, имеет прямую взаимосвязь с личной ответственностью перед компанией (r=0,414361; р≤0,05).

Узко-националистическая патриотическая позиция (отождествляющая патриотизм с национализмом) имеет обратно корреляционную зависимость как с общим уровнем личной социальной ответственности, так и с таким ее компонентом, как личная социальная ответственность по отношению к «другому». (r=-0,43471 и -0,44848, соответственно ; р≤0,05).

Таким образом, мы можем говорить о взаимосвязи патриотизма и личной социальной ответственности (с точки зрения пользы и целей), а также при выраженной личной социальной ответственности перед компанией у испытуемых отсутствует этноцентрическая установка. Развитие личной социальной ответственности перед другим, по видимому, позволяет избежать узко-патриотической позиции (отождествления патриотизма с национализмом) у испытуемых.

Литература

1. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Буянова С.М. Личностные характеристики индивидуальной социальной ответственности // Акмеология, 2012. – № 2. – С.23.

2. Анненкова Н.В., Порошина В.А. Социальная ответственность и свойства личности // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Выпуск пятый. – Москва: Спутник +, 2015. – С. 9-12.

3. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008.

4. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России XXI века. – М.: Светотон, 2004. – 256 с.

4. Мальгин Е.Л. О соотношении понятий «духовность» и патриотизм» // Прикладная психология и психоанализ, 2007. – № 1. – С. 7-11.

5. Соловьева О.В., Шматова Е.П. Изучение морального самосознания студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования, 2014. – № 3. – С. 648.

7. Хваловская Н.О. Социальная ответственность бизнеса // Перспективы науки, 2010. – №7(09). – C.53-56.

Об авторе

Анненкова Наталия Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Прикладная психология ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Анненкова Н.В. Представление о патриотизме и личная социальная ответственность студентов. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.