|
Соловьева О.В., Темрокова С.Б. (г. Ставрополь)
ИЗУЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
УДК 159.922 Аннотация. В статье описывается феномен «профессионального выгорания» медицинских работников, представляющий собой деструктивные изменение личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. Представлены данные исследования особенностей синдрома профессионального выгорания у медицинских работников разного уровня образования. Предложены направления профилактических мероприятий, нацеленных на сохранение и укрепление психического здоровья медицинских работников, и предупреждение профессионального выгорания. Ключевые слова: медицинские работники, профессиональное выгорание, психологическая профилактика.
В современных условиях возрастают требования к деятельности, личности, психологическому здоровью медицинских работников также к качеству оказываемой ими медицинской помощи. Медицинская профессия обладает огромной социальной важностью, так как на медика ложится большая ответственность не только за физическое здоровье пациента, доверившего ему свою жизнь, но и за его психическое здоровье и социально-психологическую адаптацию [2]. Действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости представителей этой профессии, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Исследователей волнует высокая патогенность медицинской работы, поскольку здоровье и психологическое самочувствие врача и медицинской сестры жизненно важны для безопасности и качества их профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность человека – важный вектор развития его личности. Она влияет как на формирование конструктивных личностных новообразований, так и на процесс деформирования личности. Деформации могут возникнуть по ряду причин, в числе которых, одним из существенных факторов является профессиональное выгорание или эмоциональное выгорание [1]. Данная проблема широко исследуется с 70-х годов прошлого столетия. Понятие «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер для характеристики психологического состояния людей, которые находятся в интенсивном тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [6, с. 83]. В зарубежной психологии имеется более одной тысячи работ, посвященных выгоранию (M. Burish, R. Gelembiewsky, M. Liter, T. Marek, C. Maslach, A. Pines, W. Shaufeli и др.). В отечественной психологии также имеется достаточно много исследований по проблеме выгорания (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.А. Рукавишников, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк, В.Е. Орел и др.). Теоретико-методологический анализ, посвященный изучению данной проблемы, позволяет констатировать, что вопросы, связанные с синдромом профессионального выгорания, достаточно широко изучены. Выявлены факторы формирования этого феномена. Раскрыты причины профессионального выгорания. Описаны особенности проявлениесиндрома выгорания в процессе трудовой деятельности специалистов типа «человек-человек». Предложены различные модели профессионального выгорания. Однако выявлено, что нет единства в понимании природы синдрома профессионального выгорания. Перечень симптомов выгорания весьма широк, расплывчат и противоречив. В теоретических и прикладных исследованиях по-разному рассматривается компонентный состав синдрома профессионального выгорания. Разными авторами выделяются разнообразные факторы, оказывающие влияние на данный синдром. Эти факторы группируются в два больших блока: индивидуальные характеристики работников (личностные факторы) и особенности профессиональной деятельности условий ее осуществления (организационные факторы). Внутри этих факторов представлены разные компоненты. Не существует единого понимания механизмов возникновения синдрома профессионального выгорания. Большинство работ носит эмпирический характер, в основном связанных с выявлением связей между выгоранием, особенностями личности и поведения представителей различных профессиональных групп. Обобщенные выводы по анализу литературы приводят нас к следующему пониманию данного феномена. Синдром выгорания представляет собой целостное, динамическое интегральное психическое образование в единстве и взаимодействии эмоциональных, когнитивных, мотивационных и поведенческих элементов, образующих базовые компоненты выгорания, количественный и качественный состав которых определяется спецификой профессиональной деятельности [4]. Синдром выгорания представляет собой дезадаптационный синдром, действие которого проявляется на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и организационном. Данный феномен оказывает негативное влияние на показатели профессиональной эффективности, удовлетворенности трудом, а также отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной жизни, где наблюдаются дифференцированное влияние его составляющих на разные показатели качества жизни [6]. Единодушно отмечается, что синдром профессионального выгорания, прежде всего, характерен для представителей коммуникативных профессий системы «человек-человек»: врачей, медицинского персонала, преподавателей, а также психологов и психотерапевтов. В результате профессионального выгорания работник теряет психическую энергию, развивается психосоматическая усталость, эмоциональное истощение. Появляется немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, утрачивается осознание собственной профессиональной деятельности. Остается остро стоящим вопрос о специфике профессионального выгорания медицинских работников разного уровня квалификации, в частности среднего медицинского персонала. Не достаточно разработаны и внедрены в практику методы профилактики профессионального выгорания у медицинских работников. Необходимо выявление эффективных способов профилактики выгорания в условиях профессиональной деятельности медицинских сестер [5]. Исходя из обоснования актуальности и степени разработанности данной проблемы, цельюнашего исследования является изучение особенностей синдрома профессионального выгорания у медицинских работников разного уровня образования и разработка системы профилактики профессионального выгорания у медицинских работников. В числе эмпирических задач следующие: - Изучить особенности синдрома профессионального выгорания у медицинских работников разного уровня образования. - Исследовать особенности и провести сравнительный анализ уровня профессионального выгорания у врачей и среднего медицинского персонала. - Рассмотреть содержание профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья медицинских работников и предупреждение профессионального выгорания. Для решения выше перечисленных задач нами проводилось экспериментальное исследование на базе ГБУЗ Центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями КБР г. Нальчика. В исследовании приняли участие 182 медицинских работников врачей и среднего медицинского персонала. Возраст медицинских работников составил от 23-67 лет, 85 врачей , 97 человек – средний медицинский персонал. Стаж работы колеблется от 3-39 лет. 63% испытуемых составили женщины, мужчин в выборке было 37%. В ходе проведения эксперимента нами были использованы следующие методики: - Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание», разработанный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптированный Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Данная методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений» и содержит утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. - Методика определения социальной неудовлетворенности (Л.Ю. Субботиной). Методика предназначена для оценки степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. - Методика «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) А. Леоновой, С. Величковской. Данная методика является модифицированной версией немецкого теста BMSII Пласа и Рихтера, используемого для оценки степени тяжести труда в разных видах профессиональной деятельности. С помощью методики оценивается степень выраженности симптомов следующих психических состояний: монотония, психическое пресыщение, напряженность/стресс, утомление. Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются статистической значимостью полученных результатов, достигаемых за счет применения методов статистической обработки. Полученные данные по методике MBIпозволили определить значение трех субшкал и дать оценку уровня выгорания по каждому фактору, также определить фазы и степени выгорания врачей и медицинских сестер. Проведенный нами анализ данных в группе «врачи», показал, что низкий уровень по шкале эмоциональное истощение имеют 33% (28 чел), средний уровень у 46% (39 чел), высокий уровень имеют 21% (17 чел). Во второй группе – «средний медицинский персонал» по шкале эмоциональное истощение низкий уровень имеют 25% (24 чел.), средний - у 43% (42 чел.), высокий уровень у 32% (31 чел.). По шкале деперсонализация низкий уровень выгорания имеют 41% (35 чел.) врачей и 34% (33 чел.) медицинских сестер. Средний уровень – у 31% (26 чел.) врачей и у 50% (48 чел.) медсестер. Высокий уровень отмечается у 28% (24 чел.) врачей и 16% (16 чел.) медицинских сестер. По шкале редукция профессиональных достижений результаты читаются в обратном порядке, то есть чем выше балл, тем ниже профессиональная успешность. В группе врачей низкий уровень имеют 65% (55 чел.), у медсестер низкий уровень наблюдется у 51% (50 чел.), средний уровень у врачей наблюдается у 18% (15 чел.), у медсестер – 28% (27 чел.), высокий уровень профессиональной успешности наблюдается у 75% (6 чел) врачей и 21% (20 чел.) медицинских сестер. Согласно результатом исследования с использованием опросника «Профессиональное выгорание» выявлена существенная разница выраженности синдрома выгорания у врачей и медицинских сестер. Она состоит в том, что у среднего медицинского персонала выражен более высокий процент профессионального выгорания – 42%, у врачей – 21% от общего числа. Далее рассмотрим результаты методики определения социальной неудовлетворенности Л. Субботиной. Согласно полученным данным, 11% врачей имеют высокий уровень социальной удовлетворенности, средний у 27% и низкий наблюдается у 62%. Только 7% медицинских сестер отмечают высокий уровень социальной удовлетворенности, 13% имеют средний уровень удовлетворенности и у 77% наблюдается низкий уровень социальной удовлетворенности. По методике «Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности (ДОРС) степень выраженности индекcа утомления распределились следующим образом. У врачей низкая степень выраженности – 21,5%, умеренная – 72,2% , выраженная – у 6,3%. У медицинских сестер низкая степень выраженности – 23,1%, умеренная – 52,5% и выраженная – у 34,4%. В целом результаты диагностики позволили выявить особенности синдрома профессионального выгорания у медицинских работников разного уровня образования. Сравнительный анализ уровня профессионального выгорания у врачей и среднего медицинского персонала показал, что у среднего медицинского персонала выраженность синдрома выгорания гораздо выше, чем у врачей. Это обусловлено рядом факторов, связанных со спецификой и условиями труда медицинских сестер. В числе этих факторов: высокая напряженность труда и чрезмерная производственная нагрузка; круглосуточный режим работы с обязательными ночными дежурствами, высокая ответственность за процесс и результаты профессиональной деятельности; низкая заработная плата и отсутствие материального поощрения и стимулирования; напряженные отношения в коллективе, с начальством, принижающим роль среднего медицинского персонала в лечении больных и др. При этом признаками профессионального выгорания медицинских сестер являются: - сомнения в правильности избранного жизненного пути; ощущение безысходности; - упадочническое настроение, плохое самочувствие; - исчезновение видения перспектив выхода из сложившегося положения; - замена продуктивной деятельности формальным исполнением обязанностей; - нарушение трудовой дисциплины, опоздание на работу; - избегания общения с пациентами; - негативное отношение к системе здравоохранения, к коллегам, руководству и др. Это свидетельствуют о недостаточно выраженных адаптивных способностях, профессиональной неэффективности и ухудшении состояния здоровья. При этом медицинский работник из числа среднего персонала не ощущает социальной значимости своей деятельности. У него постепенно происходит деперсонализация личности, проявляющаяся в неврозоподобных, психопатических состояниях, соматических заболеваниях, обострении хронических болезней, постоянном недомогании, что несовместимо со статусом медицинского работника [3]. В этой связи чрезвычайно важной и значимой является задача психологической профилактики профессионального выгорания для медицинских работников среднего персонала. Основной целью профилактической работы является создание в учреждении здравоохранения комплекса условий для сохранения и укрепления психического здоровья медицинских работников, способствующие предупреждению профессионального выгорания. Основой профилактической работы можно считать изменение стратегии профессиональной и личностной позиции медицинских работников. Так, в качестве основных стратегий следует выделить: - стратегии, фокусирующиеся на терапевтической идеологии и особенностях медицинской субкультуры; - стратегии, направленные на коррекцию личностных особенностей специалиста; - стратегии, направленные на коррекцию взаимоотношений в коллективе. При этом важно: - изменение стиля ведения лечебного процесса и характера терапевтической среды в медицинском учреждении, которые влияют на самочувствие, как медицинского персонала, так и на состояние пациентов; - изменение ответственности к своему здоровью и осознание ответственности за него; - структурирование обязанностей сотрудников таким образом, что среди них равномерно распределялась черновая, рутинная и неблагодарная работа; - предоставление сотрудникам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс. В качестве профилактических мероприятий следует рассматривать: - Проведение просветительских встреч, направленных на развитие терапевтической идеологии и особенностей медицинской субкультуры. - Проведение занятий и бесед с сотрудниками, направленных на обсуждение реальных трудностей профессиональной деятельности и типичных ситуаций при общении с больными. - Обучение сотрудников стратегиям совладающего поведения, направленным на формирование адекватного, адаптивного совладания с трудностями профессиональной деятельности. - Проведение периодических «обследований» на выявления симптомов профессионального выгорания. - Регулярные встречи между администрацией и подчиненными, во время которых обсуждаются проблемы и конфликтные ситуации. Таким образом, изменение стратегии профессиональной и личностной позиции медицинских работников, а также правильная организация и осуществление профилактических мероприятий будут способствовать снижению риска профессионального выгорания у медицинских работников. Литература
Об авторе Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Темрокова Салима Барасбиевна – аспирантка кафедры психологии по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология Ставропольского государственного педагогического института. e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования Соловьева О.В., Темрокова С.Б. Изучение и профилактика профессионального выгорания у медицинских работников. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|