Таранова В.В. (Ставрополь)

Таранова В.В. (Ставрополь)

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ CELEBRITY В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

 

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. Статья посвящена средствам создания психолингвистического образа знаменитости в лингвокультуре США и англоговорящих стран.

Ключевые слова: образ, celebrity, лингвокультура, звезда, речевое поведение, психологический портрет, личность, черты характера, идиолект.

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Образ – это целый внутренний мир, наполненный множеством процессов и граней, который попал в фокус познания. Это основа любого вида творчества, познания и воображения.

Понятие «образ» довольно часто используется в гуманитарных науках, таких как психология, философия, литературоведение, лингвистика. Психология трактует понятие «образ» как обобщенная картина мира, складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающая через органы чувств [2].

Ежедневно на экранах телевизоров, обложках журналов, блистают люди, достигшие больших высот в своей профессиональной деятельности, став широко известными среди самых разных слоев населения. Зачастую, звездами становятся актеры театра и кино, певцы, спортсмены, танцоры, политики, ученые, поэты, художники и т.д.

Согласно словарю Oxford English Dictionary, понятие celebrityозначает: «A famous person, especially in entertainment or sport: he became a sporting celebrity» (знаменитый человек, особенно в сфере развлечений и спорта: он стал спортивной звездой) [10].

Из вышеприведенного определения следует вывод о том, что celebrity – это известный человек, который имеет огромную популярность в какой-либо сфере деятельности.

Под психологическим портретом личности мы понимаем комплексную психологическую характеристику индивида, которая содержит описание его внутреннего строя и вероятных поступков в некоторых значимых обстоятельствах [1]. Важным компонентом образа знаменитого человекаявляются психолого-поведенческие и психолого-речевые характеристики, в которых мы, выделяем следующие психологические особенности: умственные способности, моральные качества, личностные характеристики, эмоциональные состояния, действия, манеры, привычки, и социальные характеристики, которые определяют социальное положение, возрастные параметры, образование, религия, принадлежность к профессии, а также национальную принадлежность.

Речевое поведение представляет собой такие особенности речи, как манера речи, особый подбор слов, выражений, оборотов речи, т.е. речевые средства, совокупность которых позволяет судить о ее мировоззрении и мироощущении и которые в полной мере раскрывает и внутренний мир, и образ жизни. Грамотно созданная речевая характеристика знаменитости – важное дополнение к образу celebrity. Что и как говорит звезда, во многом определяет его самого и его «социальную позицию».

Каждая личность имеет свой идиолект, который представляет собой совокупность «личностных» смыслов, выражаемых через предметно-схемные коды внутренней речи, а именно особенностями используемого лексического состава, грамматики речевых высказываний, особенностями просодии (мелодико-интонационного и эмоционально-выразительного оформления речи) и т. д. [3]. Внутренняя монологическая речь характеризуется как одна из главных составляющих структуры образа: монолог имеет специфику, которая определяет роль языкового средства в создании речевой структуры образа человека, и одновременно с этим, он представляет собой организующую часть речевой структуры данного образа [4].

Рассматривая создание образа знаменитости на примере американской культуры, мы можем утверждать, что культурные аспекты в США многообразны, они включают в себя различное множество моральных устоев и взглядов благодаря смешению национальностей. Выделим следующие составляющие американских культурных ценностей: равные возможности; успех; финансовый и материальны комфорт; прагматизм; прогресс; свобода [5].

Американские celebrities полностью или частично соответствуют культурным понятиям США. Каждый из них проделал долгий и сложный путь, чтобы выдержать конкуренцию, добиться успеха и получить материальный комфорт. Помимо всего прочего, celebrities являются образцами для подражания.

Одним из важнейших составляющих психологических характеристик celebrity является описание его характера, под которым понимаем совокупность моральных качеств, личностных характеристик, действий, поступков, манеры, привычки. В каждом характере существует доминирующая черта, придающая живое единство всему многообразию качеств и свойств. Характер может быть и статичным, уже сформированным и проявляющимся в поступках.

В характере знаменитости также могут быть выделены определенные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера личности. Черты характера звезды могут проявляться в ее отношении к другим людям – родственникам, коллегам, знакомым: «Flirty» / «кокетливая», «Sweet-as-pie» / «милашка», «Terrifying mood swings» / «ужасные перепады настроения», «Wild child Miley Cyrus» / «испорченный ребенок Майли Сайрус», «She likes being the center of attention » / «она обожает быть в центре внимания» [7].

В описании личностных качеств celebrity через оценку других персонажей неотъемлемым приемом служит ирония, например: «her highness» / «ее величество»; «his majesty» / «его величество»; «the queen herself» / «сама себе королева»; «What’s a diva without a beauty stuff?» / «Какая же это дива без команды красоты?».При помощи иронии создается комичный образ знаменитости, которая отличается неординарностью своего поведения; у аудитории складывается впечатление о том, что данный публичный человек может быть высокомерен и вести себя вне рамок общепринятого поведения.

Отношение некоторых celebritiesк кому-либо иногда выражается маркированными словами из ряда вульгарной лексики, имеющей сугубо отрицательную коннотацию, что может указывать на такие черты характера личности, как нескромность, импульсивность, грубость,например: ««bitch» / «стерва», «a psycho bitch» / «сумасшедшая стерва»; «Hemingway sucks» / «Хемингуэй – отстой»; «I don’t give a fuck» / «Мне абсолютно параллельно».

Выделяются такие основные черты характера американских «звезд», как твердость духа, самоотверженность, независимость, властность, требовательность, что выражается с помощью эпитетов, например: ««Wacky public persona» / «чокнутая звезда», «Eccentric » / «эксцентричная», «Demanding» / «требовательная».

Один из аспектов характеристики celebrity как человека, имеющего высокий социальный статус, представляется в наименовании престижных брендов одежды и аксессуаров. Выявленные единицы позволяют нам сделать вывод о том, что знаменитости имеют высокий социальный статус, под которым мы, прежде всего, имеем в виду положение в обществе и материальный достаток. Приведем примеры: «Jessica Alba Looks Elegant In Chanel During Paris Fashion» / «Джессика Альба выглядит элегантно в Chanel на неделе моды в Париже», «Taylor Swift's Balmain jumpsuit was claimed by Nasty Gal to be its own design» / «комбинезон Тейлор Свифт от Balmain был разработан Нэсти Гэл под ее стиль»[8].

Одним из важнейших составляющих социальных характеристик celebrity является его происхождение, поскольку и семья, и страна накладывают неизгладимый отпечаток на формирование образа celebrity какв личностном, там и в профессиональном отношении: «When Jim Carrey was in high school, he was living out of a camper van with the rest of his family, and worked full shifts at a tire factory. But Carrey dropped out of school at 16 and moved to LA to make it big in Hollywood. The young Jim happened to catch the eye of Rodney Dangerfield and now he's one of the highest paid actors in Hollywood.» / «Когда Джим Керри учился в старшей школе, он жил в фургоне со своец семьей и работал целый день на шинном заводе. Но Керри бросил школу в 16 и переехал в Лос-Анджелес чтобы добиться успеха в Голливуде. Молодой Керри привлек внимание Родни Дангерфилда и сейчас он является одним из самых высокооплачиваемых актеров в Голливуде»» [9].

 Приведенный пример доказывает, что в основном американские звезды проходят тернистый путь к достижению своего успеха. Подобные описания биографии знаменитости создают у поклонников образ сильной личности, которая не остановится ни перед чем, чтобы доказать обществу свою уникальность, свой талант.

Поступки человека контролируются религией; вера помогает людям найти источник силы, вдохновения и решения их проблем. ««I choose to believe in God because it makes things better. You have a mitigation point, a source of strength» / «Я выбираю веру в Бога потому, что это помогает делать жизнь лучше»; «God, I can’t do it by myself. Help me not to take a drink today. Help me not to take a drug today» / «Господи, я не могу сделать это сам. Помоги мне не пить сегодня. Помоги мне не принимать наркотики сегодня» [11]. Данные лексические единицы свидетельствуют о привязанности знаменитости к религии и духовным ценностям и создают образ глубоко религиозного человека или атеиста.

Романы играют неотъемлемую роль в создании образа celebrity, так как по его отношению к любовным связям также складывается его психологический тип, отношение окружающих к его персоне, которые формируются под влиянием эпитетов: ««Simon has been incessantly flirting» / «Саймон постоянно флиртовала», «Unlucky in love» / «Неудачлива в любви»; «When she goes through a bad breakup, everyone starts to worry» / «Когда она переживает серьезный разрыв, все начинают беспокоиться».

Средства, определяющие социальный статус зачастую подчеркиваются эпитетами с положительной коннотацией: ««expensive» / «дорогой», «hot» / «сексуальный, мощный», «talented» / «талантливый», «luxurious» / «роскошный», «opulent» / «пышный», «gorgeous» / «великолепный», «splendid» / «роскошный». При этом формируется положительное отношение, которое основывается на восхищении профессиональными качествами знаменитости.

Профессия, представляя собой род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом социальных знаний и практических навыков: ««budding modeling career» / «подающая надежды в модельном бизнесе», «she doesn’t want to put her career on hold right now» / «она не хочет приостанавливать свою карьеру сейчас». Целеустремленность и талант, как показывают примеры, являются основополагающими факторами в достижении успеха знаменитости. Это побуждает поклонников к стремлению быть похожими на своих кумиров, попытками проделать такой же карьерный путь.

Возраст как компонент социального портрета celebrity может быть указан как имплицитно, так и эксплицитно: ««the 10-year age gap between him and his bride» / «десятилетняя разница в возрасте между ним и его невестой», «His cutoff age for having kids is 43. He’s worried that if they don’t start soon, they’ll only have one or two by then» / «Его возрастной предел для детей это 43 года. Он переживает, что если они не начнут скоро, то у них будет только один или два ребенка тогда»; «the talent manager, 37» / «талантливый менеджер, 37 лет» [12]. В зависимости от возрастной категории у читательской аудитории складывается образ человека, который принадлежит к определенному поколению и мировоззрению.

Выявленные в результате исследования языковые средства, использованные в создании социального портрета, позволяют выделить семантическую доминанту «влияние», которая репрезентирована такими единицами, как ««power» / «власть», «prestige» / «престиж», «the most important» / «самый важный», «world-famous» / «известный по всему мир», «biggest» / «шишка» и др.

Наиболее яркими средствами, используемыми в социальных характеристиках образа celebrity, являются эпитеты с положительно-оценочной коннотацией, например ««educated» / «образованный», «the true lady» / «настоящая леди», «prestigious» / «престижный» и др. . Менее частотными, но не менее значимыми средствами выступают антитеза, метафора и гипербола.

Рассмотрев, психолого-речевые параметры создания образа celebrity в американской лингвокультуре, мы пришли к заключению, что они влияют на создание определенного образа у читателей и поклонников знаменитости. Психологические особенности известного человека представлены в его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим, поступках, которые формируют либо положительное, либо резко отрицательное отношение читателей. Социальные характеристики заключаются в социальном положении, приверженности к религии или отсутствии таковой, образовании, романах, профессиональных качествах, которые представлены изобразительно-выразительными средствами и приемами, находящимися в сложном взаимодействии друг с другом. Основными лингвостилистически значимыми составляющими являются слова и словосочетания с эмоционально-оценочной коннотацией, эпитет, метафора, ирония, антитеза, различные виды повторов, которые помогают читателям в полной мере проникнуть в суть авторского замысла при создании образа celebrity.

 

Литература

  1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Изд-во Языки русской культуры, 1999. – 896 с.
  2. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. – М.: Владос 2009. – 640 с.
  3. Полищук Г.Г., Сиротина О.Б. Разговорная речь и художественный диалог // Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 2010. – С. 188-199.
  4. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. – М., 2011. – С. 79.
  5. http://foreignpolicy.com/2014/07/01/democracy-freedom-and-apple-pie-arent-a-foreign-policy/
  6. http://radaronline.com/
  7. http://ru.hellomagazine.com/
  8. http://www.gamesradar.com/total-film-latest-issue/
  9. http://www.gq.com/magazine
  10. http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/celebrity
  11. http://www.rollingstone.com/
  12. http://www.womenshealthmag.com/

Об авторе

Таранова Валерия Викторовна – магистр 1 курса направления 37.04.01 – Психология, программы «Юридическая психология» Северо-Кавказского Федерального Университета, Ставрополь.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

Таранова В.В. Психолингвистический образ celebrity в американской лингвокультуре. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2016. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.