Соловьева О.В., Цеев Р.А. (г. Ставрополь)

Соловьева О.В., Цеев Р.А. (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

 

УДК 159.922

English verson:

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития социального интеллекта как фактора, определяющего профессиональную успешность менеджера. Авторы приводят концептуальные положения зарубежной и отечественной психологии относительно феномена социального интеллекта. На основе выявленной зависимости профессиональной успешности менеджеров от степени развития социального интеллекта, авторы подчеркивают необходимость его целенаправленного совершенствования на этапе получения профессионального образования.

Ключевые слова: социальный интеллект, менеджер, студент, профессиональное образование.  

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Проблема развития социального интеллекта человека, как фактора, определяющего профессионально-личностную успешность будущего менеджера, имеет высокую актуальность и значимость. Социальный интеллект – способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Эта социальная способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия, успешной социализации и профессиональной коммуникации. Она является чрезвычайно важным практическим качеством для многих профессий и особенно профессий типа «человек-человек», к которым относят менеджеров или специалистов в управлении.

Менеджеры – это профессионалы, осуществляющие руководство людьми и коллективами с учетом представлений о человеческой личности и поведении. Профессиональной функцией менеджера является деловая и межличностная коммуникация, которая занимает до восьмидесяти процентов его рабочего времени. Следовательно, роль социального интеллекта в деятельности менеджера высока и требует целенаправленного развития еще на этапе вузовского обучения студентов, овладевающих данной профессией.

Понятие социального интеллекта для науки достаточно ново. Термин пришел из зарубежной психологии. Он былвведенвначалеXXв.Э.Торндайком.

Теоретическим и практическим проблемам социального интеллекта посвящены работы таких известных зарубежных авторов, как Г. Олпорт, М. Форд и М. Тисак, Р. Стернберг, Г. Айзенк, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд, Д. Космитский и Х. Джон и др.

В отечественной психологии понятие социального интеллекта было введено Ю.Н. Емельяновым, изучавшим социальный интеллект как сферу возможностей субъект-субъектного познания. В работах Г.М. Андреевой, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, В.Н. Кунициной и др. данный феномен рассматривался в основном с точки зрения социально-психологического подхода. Н.Ф. Кузьмина рассматривала социальный интеллект как базу формирования аутопсихологической компетентности. Н.А. Лужбина – как системообразующий фактор психологической культуры личности. В рамках общепсихологического подхода проблема социального интеллекта рассматривалась А.И. Савенковым, В.Н. Дружининым, Л.И. Уманским, М.А. Холодной, Д.В. Люсиным и Д.В. Ушаковым и др.

Изучение источниковой базы по проблеме социального интеллекта позволило нам выявить некоторые существенные характеристики данного феномена, представленные в разных подходах.

Так, согласно Э. Торндайку, существует три вида интеллекта:

- абстрактный интеллект как способность понимать абстрактныевербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия;

- конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметыматериального мира и производить с ними какие-либо действия;

- социальный интеллект как способность понимать людей ивзаимодействовать с ними.

Торндайк рассматривал социальный интеллект как вид общего интеллекта, и отношение между ним и другими видами интеллекта им не определены. Он представлял социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми. Ее основная функция – прогнозирование поведения [7].

Г. Оллпорт, изучая способность «хорошо разбираться в людях», описал восемь «личностных качеств»:

Опыт. Для того, чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость.

Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять.

Интеллект. Понимание людей – это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием.

Глубокое понимание себя. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других.

Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих.

Отстраненность. Человек, который остается в стороне от событий и наблюдает их, сможет сделать более ценные суждения.

Эстетические склонности. При высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения «опыта», «интеллекта», «глубокого понимания себя», «сходства» и «сложности».

Социальный интеллект. Социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. В этой связи Г. Олпорт связывал социальный интеллект со способностью вызывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. При этом, автор указывал, что социальный интеллект имеет большее отношение к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт – социальное приспособление, а не глубина понимания [2].

Э. Годфруа социальный интеллект отождествлял в основном с социальным мышлением и меньше – с социальной перцепцией.

Д. Майерс рассматривает социальное мышление. Он дает ему трактовку близкую к пониманию социального интеллекта. Это способность оценивать себя и других, способность, обусловливающая социальные установки, объяснения и убеждения. В «Социальной психологии» Майерса выявляется, от чего зависит точность впечатлений о себе и других, насколько социальное мышление склонно к предвзятости и ошибкам и как можно приблизить его к действительности. Раскрываются связи между установками и поведением: определяют ли установки поведение или напротив, поведение определяет социальные установки.

В концепции Н. Кэнтора социальный интеллект приравнивается к когнитивной компетентности, которая позволяет воспринимать события социальной жизни с максимальной пользой для личности.

В известной теории множественности интеллекта Ховарда Гарднера в числе восьми видов интеллекта выделены внутриличностный и межличностный интеллект – способность понимать себя и других. Эти виды интеллекта, на наш взгляд, также можно рассматривать как социальный интеллект.

Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации. По его мнению, это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.

В конце прошлого столетия были сделаны попытки измерения социального интеллекта. Этому посвящены методические разработки М. Форда и М. Тисака. В основу измерения социального интеллекта они положили успешное решение проблемных ситуаций. Психологам удалось показать, что социальный интеллект представляет собой четкую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического» интеллекта [2].

Обратимся к отечественной психологии. Здесь понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н. Емельяновым. По его мнению, социальным интеллектом можно назвать сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида, основанных на специфике мыслительных процессов. К ним относятся способности аффективного реагирования и социального опыта, способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозирование межличностных событий [3].

Свою концептуальную разработку этой проблемы предложила Н.А. Кудрявцева в рамках проекта «Интеллектуальный потенциал». Ею социальный интеллект понимается как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. Исследовательницей была установлена неоднозначная картина взаимосвязи общего и социального интеллекта: социальный интеллект относительно независим от общего интеллекта [5].

Особый вклад в разработку представлений о социальном интеллекте внесен В.Н. Куницыной. В своей концепции социального интеллекта, она предлагает понимать его как глобальную способность, возникающую на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт. Эта способность включает уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции и обусловливает прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведенпия, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. Эта способность позволяет достигать гармонии с собой и окружающей средой.

В многомерную структуру социального интеллекта включены следующие аспекты:

Коммуникативно-личностный потенциал – комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это – основной стержень социального интеллекта.

Характеристики cамосознания – чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.

Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими мотивов.

Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость [6].

По мнению В.Н. Куницыной, основными функциями социального интеллекта являются:

- обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях;

- формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач; планирование межличностных событий и прогнозирование их развития;

- мотивационная функция;

- расширение социальной компетентности;

- саморазвитие, самопознание, самообучение.

Таким образом, социальный интеллект в концепции В.Н. Куницыной – это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов [6].

Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость.

Исходя из того не полного содержательного контекста, который представлен нами при анализе феномена социального интеллекта, можно утверждать, что социальный интеллект можно рассматривать в качестве одного из главных профессионально важных качеств менеджера.

Благодаря развитому социальному интеллекту, менеджеры успешно выстраивают процесс коммуникации, проявляют высокий интерес к социальным проблемам, характеризуются наличием потребности воздействовать на других в целях организации профессиональной деятельности [1].

Важно подчеркнуть, что развитостью социального интеллекта руководителя обусловлена эффективность реализации таких функций управленческой деятельности как 1) целеполагание, 2) организация и координирование, 3) контроль и оценка, 4) обеспечение оптимальных контактов (сотрудничества) в процессе управления. А.Д. Карнышев выделяет наиболее значимые умения и свойства менеджера, необходимые для осуществления оптимальных контактов в коллективе:

- уважение к людям, гуманное и тактичное отношение к ним;

- знание и понимание индивидуальных особенностей непосредственных сотрудников и партнеров, зависимости их качеств и реакций от характеристик ситуации;

- способность внимательно и доброжелательно относиться к предложениям и мнениям подчиненных, советоваться с ними;

- адекватное понимание внутреннего мира человека, эмпатия в общении;

- открытость, доверительность, искренность в контактах с людьми;

- умение понять лучшие духовно-нравственные качества человека и опереться на них во взаимоотношениях;

- знание норм управленческой и деловой этики, умение использовать их в конкретных ситуациях;

- способность влиять на эмоциональное состояние человека, улучшить его настроение с помощью юмора, подбадривающих слов и реплик;

- твердость и жесткость в необходимых случаях, отсутствие всепрощенства и попустительства; отрицательное отношение к лести, подхалимству, славословию [4].

Очевидно, что все перечисленные умения и свойства определяются степенью развития социального интеллекта.

Факт зависимости личностной и функциональной составляющих профессиональной успешности менеджеров от степени развития социального интеллекта обусловливает необходимость его целенаправленного развития на этапе получения профессионального образования в вузе. При этом важно знать закономерности, условия и факторы развития социального интеллекта студентов. Исходя из этого, предлагать развивающие программы и программы сопровождения, нацеленные на совершенствование социального интеллекта, как комплексного профессионального качества будущего менеджера.

 

Литература

  1. Белякова И.А. Развитие профессиональных способностей студентов-менеджеров. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн., 2010. – № 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 25.10.2015).
  2. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: дис….психол. наук, 2001. – Иркутск. – 195 с.
  3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 167 с.
  4. Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. – Иркутск, 1998. – 325 с.
  5. Кудрявцева Н.А. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993-1994). – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
  6. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Вып. 1. – Ч.1, 1995.
  7. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 274 с. 

 

Об авторе

Соловьева Ольга Владимировна – доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии Северо-Кавказского федерального университета.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Цеев Роман Адамович – аспирант 1-го года обучения по специальности 19.00.07 – педагогическая психология Северо-Кавказского федерального университета.

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Ссылка для цитирования

Соловьева О.В., Цеев Р.М. Развитие социального интеллекта будущих  менеджеров. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.