Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю., Гурылева Л.В. (г. Ульяновск, г. Тольятти)

Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю., Гурылева Л.В. (г. Ульяновск, г. Тольятти)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

УДК 37.013.75

English verson:

Аннотация. В статье предложено исследование развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности. Дается сущностная характеристика социальной активности, определены и описаны уровни развития социальной активности студентов (низкий, ниже среднего, средний, высокий), выделены и обоснованы соответствующие критерии для их идентификации (когнитивный, эмоциональный, деятельностный). В статье раскрыты содержание и логика эмпирического изучения социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности, обоснованы и проанализированы полученные результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: социальная активность, социально-преобразующая деятельность, уровни развития социальной активности, критерии развития социальной активности.  

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Развитие социальной активности актуально, поскольку обществу необходима активная созидающая личность, подготовленная к жизни и труду в современных условиях. Социальная активность студентов направлена на преобразование социальной действительности в соответствии с возможностями, потребностями личности. Активность как способ организации жизни, регулятор своих потребностей и возможностей, характеризует требования к личности со стороны общества и окружающей действительности. Социальная активность определяется нами как определенная степень взаимодействия человека с окружающей действительностью. Значение социальной активности определяется содержанием и направленностью деятельности, важно в какой сфере общественной жизни студент ее проявляет. По мнению Р.М. Шамионова [5], социальная активность личности понимается как частный случай инициативного воздействия субъекта на окружающую среду. Социальная активность личности предполагает не только ее участие в общественной жизни, но, прежде всего, инициативно-творческое отношение к сферам своей социальной жизнедеятельности, а также к самой себе как субъекту социального бытия. Автор отмечает, что основной функцией активности выступает преобразование действительности посредством интеграции и привнесения в нее новых элементов. Через призму субъектно-бытийного подхода Р.М. Шамионов связывает социальную активность с разными условиями социального бытия (со-бытия), субъектностью личности, субъективности отношений, со способностью личности конструктивно «со-бытийствовать» с другими, подчеркивает необходимость изучения социальной активности личности в соотнесении с эффектами ее социализации.

По теме исследования была проведена опытно-экспериментальная работа на базе факультета педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. В исследовании, которое проводилось в период с 2013 г по 2014 г., приняло участие 90 человек, студенты 1, 2, 3 курсов по направлениям подготовки: педагогическое образование и психолого-педагогическое образование.

Эмпирическое исследование осуществлялось по следующей схеме:

- подбор диагностического инструментария для определения уровня развития социальной активности студентов;

- выделение критериев с целью определения уровня развития социальной активности студентов;

- на основе кластерного анализа определение и выявление уровней развития социальной активности студентов;

 изучение динамики развития социальной активности студентов на констатирующем этапе и контрольном срезе опытно-экспериментальной работы;

- проверка гипотезы исследования: целенаправленное и планомерное включение студентов в социально-преобразующую деятельность повышает уровень развития их социальной активности;

- математическая обработка и интерпретация полученных результатов;

- подведение итогов опытно-экспериментальной работы, обобщение результатов исследования.

Для диагностики социальной активности использовались следующие методики: 1) тест на измерение социально-трудовой активности (Ю.П. Платонов), показатели (целенаправленность, мотивированность, эмоциональность, стрессоустойчивость, коллективность, интегративность и организованность); 2) методика для изучения социализированности личности (М.И. Рожков), показатели (социальная адаптированность, социальная активность, автономность и отношение к нормам жизнедеятельности); 3) тест для диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (методологическая основа теста – теория мотивации Д. МакКлелланда), показатели (достижение успеха, стремление к власти, тенденция к аффилиации).

Для определения уровня развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности были выделены следующие критерии:когнитивный, эмоциональный и деятельностный [2]. Когнитивный критерий – знания социального действия, навыки социального взаимодействия («знаю, что такое социальное действие», «имею навыки социального взаимодействия»). Мотивационный критерий – позитивное отношение к социально-преобразующей деятельности и социальной реальности в целом («знаю и хочу в этом участвовать»). Деятельностный критерий – опыт самостоятельного социального действия, опыт активного социального взаимодействия с миром («знаю, хочу, умею и имею опыт организации»).

Уровни развития социальной активности студентов определялись на основе кластерного анализа. Были введены индексы размерности для каждого критерия, которые рассчитывались по формулам в зависимости от типа данных по интересующим нас характеристикам: L-, Q-, T- данных (по классификации Р.Б. Кэттелла), применяемым в эмпирическом исследовании (диапазон значений от 0 до 1). Уровни развития социальной активности студентов определялись по следующим диапазонам значений: 0,1 < I ≤ 0,4 – низкий; 0,4 < I ≤ 0,6 – средний; 0,6 < I ≤ 0,8 – выше среднего; 0,8 < I ≤ 1 – высокий.

Исходя из характеристик, данных по кластерам и диапазона значений, были выделены следующие уровни развития социальной активности студентов (низкий, ниже среднего, средний, высокий).

Низкий уровень социальной активности: студент имеет знания социального действия и навыки социального взаимодействия. Ниже среднего уровень: студент готов к социальным действиям на основании полученных знаний, владеет навыками социального взаимодействия, характерно позитивное отношение к социально-преобразующей деятельности и социальной реальности в целом. Средний уровень: студент имеет опыт социального действия и навыки социального взаимодействия, характерна положительная мотивация на самостоятельную социально-преобразующую деятельность. Высокий уровень: студент имеет опыт самостоятельного общественно-полезного действия, умеет предвидеть позитивные результаты социальной деятельности, ярко выражены креативность, самостоятельность и инициатива в социально-преобразующей деятельности, ее рефлексия.

Проведенное исследование в начале опытно-экспериментальной работы показало отсутствие респондентовна высоком уровне развития социальной активности, что говорит о недостаточности использования потенциала совместной деятельности в социальном творчестве студентов.

Видится значимым исследование понимания природы социальной активности, планомерное включение студентов в социальное творчество, а также проведение целенаправленной работы по подготовке студентов к социально-преобразующей деятельности с целью развития их социальной активности.

В таблице 1 и на рисунке 1 показаны результаты исследования и динамика развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности на констатирующем этапе и контрольном срезе опытно-экспериментальной работы.

Таблица 1.

Уровни развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности

Уровни развития социальной активности студентов

Первый срез, %

(ПС)

Итоговый срез, %

(ИС)

Низкий

50

26

Ниже среднего

39

26

Средний

11

28

Высокий

0

20

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности показал (таблица 1, рис. 1), что количество респондентов, находящихся на низком уровне развития социальной активности студентов, уменьшилось в 2 раза (ПС – 50%; ИС – 26%), в 1,5 раза (ПС – 39%; ИС – 26%) – на уровне ниже среднего. На конечном этапе эмпирического исследования численность респондентов среднего уровня развития социальной активности увеличилась в 2,5 раза (ПС – 11%; ИС – 28%). При этом отметим, что на высоком уровне развития социальной активности оказалось 20 % студентов от общего числа (ПС – 0%; ИС – 20%). Все это свидетельствует об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

В виде гистограммы на рисунке 1 представлены полученные результаты исследования.

Рис.1. Динамика развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности

Для доказательства результативности опытно-экспериментальной работы мы использовали метод математической обработки, в частности критерий φ*– угловое преобразование Фишера. Данный выбор обоснован тем, что критерий φ*Фишера предназначен для оценки сдвига значений исследуемого признака при условии двух замеров на одной и той же выборке испытуемых. В нашем случае, это касается выявления различий в уровне изучаемого признака в начале и в конце опытно-экспериментальной работы.

Нас интересует, действительно ли студенты имеют более высокие показатели развития социальной активности в конце опытно-экспериментальной работы по сравнению с началом исследования. Поэтому мы условно считаем, что сдвиг есть, если доля студентов с низким уровнем развития социальной активности в начале опытно-экспериментальной работы значимо выше, чем в конце.

Сформулируем гипотезы:

Н0: Доля студентов с низким уровнем развития социальной активности в начале опытно-экспериментальной работы не выше, чем в конце.

Н1: Доля студентов с низким уровнем развития социальной активности в начале опытно-экспериментальной работы значимо выше, чем в конце.

Аналогичным образом формулируются гипотезы для каждого уровня развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности. Отметим, что формально мы не брали во внимание результаты высокого уровня развития социальной активности студентов, так как полученные данные могут быть зависимы. В начале опытно-экспериментальной работы ни один респондент не находился на высоком уровне развития социальной активности (0%).

Для сравнения: критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости, равны:

φ*кр.= 1,64 (р ≤ 0,05); φ*кр.= 2,31 (р ≤ 0,01) φ*кр.= 3,67 (р ≤ 0,001) [4].

Полученные данные, представленные в таблице 2, говорят о том, что эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Следовательно, принимается гипотеза Н1.

Таблица 2.

Сводная таблица распределения студентов (N= 90) по уровням развития социальной активности в социально-преобразующей деятельности с учетом критерий Фишера φ оценки сдвига значений

Социальная активность студентов

Уровни

Первый срез

Значения, %

Критерий Фишера φ*эмп

Гипотеза

Итоговый срез

Низкий

до

50

3,35

(р < 0,01)

Н1

после

26

Ниже среднего

до

39

1,86

(р < 0,05)

Н1

после

26

Средний

до

11

2,9

(р < 0,01)

Н1

после

28

Высокий

до

0

   

после

20

Очевидно, что полученные положительные результаты сопровождаются эффектом комплексного воздействия различных факторов. Зафиксированная положительная динамика роста уровня развития социальной активности студентов является достаточным основанием для вывода о результативности использования в педагогическом процессе социального творчества студентов. Социальная активность может иметь различную степень проявления, тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в социально-преобразующей деятельности и установками, мотивами студента на данный вид деятельности.

Результаты контрольного среза показали, что уровень развития социальной активности в конце опытно-экспериментальной работы повысился за счет реализации авторского учебного курса «Интерактивные технологии креативного самовыражения личности», программы социального творчества «Мы вместе – значит мы сила», включение в педагогический процесс коллективной творческой деятельности и социального проектирования, использования технологий креативного развития личности, в том числе технологии развития групповой креативности, и самоценных форм активности (флэш-мобы, акции, встречи, вечера, тренинговые занятия на взаимодействие в учебной группе, информационное зеркало (социальная реклама), тренинги, организационно-деятельностные игры, коллективные творческие дела, социальные проекты творческой направленности, конкурсы и пр.). Высокая социальная активность в группе наблюдается там, где есть деловое взаимодействие, снят запрет на критику, созданы благоприятные условия и творческая среда для развития креативности студентов. Социально-преобразующая деятельность находит свое выражение в социальной активности студентов, направленной на преобразование социальной действительности в соответствии с возможностями, потребностями личности.

Таким образом, социальное творчество студентов ориентировано на социальное партнёрство как взаимодействие с носителями других социальных позиций (специалистами-профессионалами, бизнесменами, представителями органов власти); социально-культурное взаимодействие с учетом национальных особенностей региона; создание креативной среды через расширение сферы трансграничного образования, предполагающее разумное сочетание групповых и индивидуальных форм работы, обучение через сети Интернет с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Литература

  1. Еремина Л.И. Влияние групповой креативности на социальное творчество студентов в Поволжском регионе: монография. – Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014. – 144 с.
  2. Еремина Л.И. Творчество молодежи как основа социально-культурного взаимодействия между Россией и Китаем // Власть, 2014. – № 12. – С. 79-82.
  3. Еремина Л.И. Формирование креативности студентов в процессе социального воспитания: монография. – Ульяновск: УлГПУ, 2013. – 136 с.
  4. Стрюкова Г.А. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 83 с.
  5. Шамионов Р.М. Психологические характеристики социальной активности личности. // Мир психологии, 2012. – № 3. – С. 145-154.

 

Об авторе

Еремина Лариса Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Нагорнова Анна Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской части ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гурылева Любовь Владимировна– кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» .

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

Ссылка для цитирования

Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю., Гурылева Л.В. Исследование социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2015. N 4. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.