|
Контанистова А.С. (г. Москва)РОЛЬ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ПРОДУКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ УДК 159.922
Аннотация. В статье раскрыты особенности использования сети Интернет для продуктивной социализация молодых людей. Описан ряд возможностей, которые появляются для молодежи благодаря Интернету. Подчеркивается, что Интернет является эффективным способом для самореализации личности. Вместе с тем указывается, что существует риск зависимости от Интернета, относительно которого необходимо осуществлять превентивные мероприятия. Ключевые слова: сеть Интернет, социализация, самореализация, Интернет-аддикция
В настоящее время Интернет-общение и виртуальная реальность занимают лидирующую позицию по отношению к реальному общению [1] в связи с повсеместным «развитием» его не только в стационарном формате, но и мобильном. Выход в интернет стал всё доступнее и мобильнее и это является некоторым поводом для утраты социальных связей между молодыми людьми, которые предпочитают проводить свободное время в Интернете, чем общаться со своими сверстниками. На сегодняшний день обществу предоставляется достаточно большой объем информации из источников СМИ, сети Интернет, телевидения и социальных сетей, который современному человеку достаточно сложно обработать и воспринять в полном объеме. Именно по этой причине человеку порой проще довериться мнению других людей, что позволяет расширять круг знакомств и поддерживать контакт с теми, кто поможет получить знания из разных областей. Однако, поиск информации в сети Интернет или через социальные сети позволяют быстро получать знания в той области, которая нас интересует. Ведь с помощью них можно намного быстрее и проще найти информацию или нужного нам человека. Коммуникация в сети интернет проста и не требует особых навыков. Благодаря этому качеству произошло быстрое «распространение» в том числе и столь популярных сейчас для общения социальных сетей, являющихся частью коммуникационной системы в сети, восполняется потребность в социальных контактах [2]. Интернет способствует продуктивной социализации молодых людей. Современная сеть Интернет, является одной из эффективных средств коммуникации между людьми, предоставляет различные платформы и методы для общения, включая электронную почту и мгновенный обмен сообщениями через социальные сети. Теперь люди могут общаться друг с другом практически из любой части земного шара, где доступны интернет-услуги, с помощью таких сервисов и соцсетей, как Skype, Gmail, Telegram, Вконтакте. Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых, в нем легче найти людей со схожими взглядами; во-вторых, знакомство и общение в Интернете происходит намного легче, так как человек здесь чувствует себя более комфортно и расслабленно, чем в реальной жизни; в-третьих, Интернет предоставляет возможность для свободного обмена чувствами и мыслями, каждый человек может высказывать мнение по социальным, экономическим, политическим или экологическим темам с помощью блогов, социальных сетей, видеороликов, подкастов, электронных книг, инфографики и т.д. Эти факторы обусловили появление и развитие большого количества интернет-сообществ. Кроме того, технологии, с помощью которых создаются сообщества, просты в установке и использовании, и на сегодняшний день каждый желающий может организовать свое сообщество. В настоящее время существует ряд самых разнообразных сообществ: от кулинарии, медицины и ботаники до физики, политики и инженерии. Интернет соединил разные общества и их культуру в повседневном общении и теперь создает социальные отношения в сети. Группы в социальных сетях являются лишь примером социального взаимодействия. Социолог Питер Коллок (Peter Kollock) писал, что люди стремятся объединяться в сообщества из-за ожидания взаимности, повышения репутации/престижа и (или) чувства эффективности. Ожидание взаимности выражается в том, что члены сообщества надеются на получение помощи и полезной информации взамен на то, что они в это сообщество вступают. Коллок называет это сетевой системой учета кредитов и дебетов. Повышение репутации/престижа – это готовность одного члена сообщества помочь другим, предоставив полезную информацию, таким образом он повышает свою репутацию c точки зрения этого сообщества. Чувство эффективности: Коллок считает, что, когда пользователь вносит регулярный и весомый вклад в сообщество, он верит, что влияет на группу. Кроме того, онлайн-сообщество воспринимается потребителем как место взаимодействия с фанатами и (или) другими участниками. Если сообщество правильно структурировано, оно может стать также «безопасным» местом для выражения идей и обсуждения симпатий и антипатий с другими членами сообщества. В дополнение к вышесказанному автор считает важным отметить тот факт, что Интернет дал людям возможность самообразования и получения дистанционного образования, так как возможность получения знаний и информации в сети непосредственно влияет на социализацию молодежи, разрушая географические барьеры между людьми и давая им возможность получать информацию друг от друга независимо от местоположения. Сама по себе виртуальная система образования дает возможность приобрести дополнительные знания всем желающим независимо от национальных, расовых, половых, социальных и других признаков, которые в ином случае могут стать поводом для дискриминации. Всемирная паутина послужила основой для развития сетевых технологий распространения знаний, дав в руки студентов и преподавателей электронные учебники и библиотеки, удобные системы тестирования, а также средства общения. Интернет позволил не только объединить все ранее известные инструменты обучения, но и заметно расширить их перечень, оказав существенное влияние на информационную культуру в образовательной среде. Интернет дает огромные возможности для самообразования. Сегодня оно принимает разные формы: от консультаций на тематических форумах до прослушивания лекций в режиме онлайн, дистанционных мастер-классов и участия в вебинарах. Интернет все больше становится библиотекой знаний не только для подростков, но и для других людей, которые нуждаются в получении информации. Сеть изменила структуру современного общества, объединяя людей друг с другом, она разрушила географические барьеры. Таким образом, проанализировав вышеперечисленные факторы, автор делает вывод, что позитивная сторона влияния Интернета на социализацию людей, в том числе и на молодежь, достаточно существенна. Люди получили новые интернет-площадки и возможности для общения и обмена информацией, что может облегчить или ускорить их социализацию [3]. Важно отметить, что в настоящее время сеть Интернет является эффективным способом для самореализации личности. Самореализация – это наиболее полное раскрытие способностей, талантов и возможностей человека посредством включения его в социальные структуры [7]. Благодаря сети Интернет для молодых людей появляются такие возможности как: 1. Поиск работы. Сеть интернет предоставляет широкий спектр в возможности при поиске работы. Существует множество сайтов по поиску вакансий таких как: hh.ru, rabota.ru, SuperJob.ru и т.д. На этих сайтах можно найти большой спектр по устройству на рабочие места и тем самым происходит и самореализация молодых людей в обществе, а также происходит опыт освоения в новом коллективе, что также не менее важно [8]. 2. Поиск новостей и информации по интересам. Интернет является одним из средств массовой информации. С его помощью всегда можно узнать последние новости, интересующие факты. Масса информации в Интернете становится главным источником для формирования общественного мнения. Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг [8]. 3. Интернет расширяет круг общения. Интернет предлагает пользователям возможность показать себя и свои таланты всему миру. Газеты и доски объявлений на остановках теперь сменили соцсети, форумы, обсуждения и комментарии под актуальными новостями. Так, Интернет влияет на человека: упрощает все процессы, вплоть до поиска компании на вечер, друзей по узким интересам или партнера на всю жизнь. Это отличный способ поиска новых знакомых и выгодных контактов. Несомненно, общение через Интернет способно наполнить жизнь людей новыми эмоциями, а кого-то даже избавить от одиночества [9]. 4. Быть в курсе последних новостей. В сети Интернет всегда публикуются самые свежие новости со всего мира. Сегодня пользователи могут не только узнавать о событиях и происшествиях мирового масштаба, но и просматривать температуру воздуха за окном в своем городе или уточнять состояние трафика на дорогах. Это только основные преимущества того, как Интернет влияет на человека. Но, не стоит забывать, что потребности людей различны. Кто-то заходит в Интернет, чтобы скачать новое программное приложение, кто-то подбирает документацию, связанную с профессиональной деятельностью. В сети можно найти немыслимое количество информации. И это несомненно положительное влияние интернета на человека. Но где есть возможность для роста, развития и получения знаний, неминуемо найдется место опасности, обману, психологическим проблемам. Сегодня одним из страхов, связанных с сетью, является страх зависимости от Интернета. Так называемый феномен Интернет-аддикции, активно обсуждаемый с середины 90-ых годов прошлого века. Впервые термин «зависимость» (addiction) предложил в 1996 году американский психолог доктор психологических наук Голдберг А. для описания непреодолимой тяги к использованию Интернета. Проблема интернет-зависимости в настоящий момент изучена не только зарубежными исследователями (Голдберг А., Янг К и др.) В России проблема интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. А.Е. Войскунским были разработаны собственные критерии данной зависимости. В.Д. Менделевич выделил типы интернет-зависимых личностей. В.А. Лоскутовой были изучены культурные особенности у пользователей русскоязычного интернета. А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровым, Н.А. Кузнецовой, Е.А. Петровой, И.В. Чудовой были исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей [4]. Также воздействие Интернета на личность были исследованы группой ученых таких как: Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. В своей работе «Интернет: воздействие на личность» [5] ими была изучена различная коммуникативная деятельность личности в интернете и воздействие каждой из видов деятельности в сети Интернет. Однако, также стоит отметить, что также есть и негативная сторона коммуникации в сети Интернет. В современном Интернете можно проводить неограниченное количество времени, что приводит к серьезным последствиям, связанным с трудностями социализации и приобретением коммуникативных навыков. Люди, поглощенные своей деятельностью в Интернете, как правило, забывают, что в их окружении есть реальные люди, нуждающиеся в их внимании, они не могут нормально взаимодействовать со своей семьей, друзьями и коллегами, не говоря уже о встрече с незнакомыми людьми. Из-за социальных сетей люди придают большее значение виртуальным друзьям, чем реальным. Онлайн-игры могут вызывать привыкание у детей, молодых людей и даже взрослых. Это отнимает драгоценное время, которое можно было бы использовать для чего-то более продуктивного, например, для общения со сверстниками и приобретения коммуникативных навыков. Кроме того, один из членов семьи может быть настолько увлечен онлайн-играми, что в итоге полностью отдаляется от своей семьи. Кроме того, даже общение в сети может негативно влиять на пользователей, к примеру, в сети невозможно отслеживать настоящие эмоций и реакций собеседника. При личном общении все нежелательное взаимодействие прерывается невербальными сигналами, которые могут полностью заменять слова. При общении с человеком в сети, который не присутствует рядом, для того чтобы понять его сарказм или искренность, у вас есть только ваши собственные фильтры, которые могут субъективно интерпретировать информацию. Наши внутренние фильтры зависят от настроения, таким образом семантически двусмысленная фраза «Нет, спасибо», полученная человеком в сообщении после очень тяжелого дня, может показаться грубой, вместо вежливого отказа, как это было задумано собеседником. Одной из самых главных сторон, негативно влияющих на социализацию, является тот факт, что чрезмерное использование Интернета может вызывать зависимость, приводящую к депрессии [3]. Меры превенции Интернет-аддикции. Чтобы начать бороться с интернет зависимостью, прежде всего необходимо признать, что проблема существует и понять, что избавиться от нее вам никто не поможет (уж если вы решили, что к помощи психолога прибегать не будете, рассчитывайте только на себя) [6]. В качестве способов профилактики Интернет-аддикции можно применять следящие меры: - Чаще выезжайте на природу - Устраивайте встречи с друзьями - Вспомните о давно забытом хобби - Займитесь спортом - Начните читать интересные книги [6]. Это одни из основных способов профилактики Интернет-зависимости. Однако, они не гарантируют полное избавление от зависимости и, если не удается самостоятельно справится с данной проблемой необходимо обратиться за помощью к специалисту. В заключении можно сказать, что в настоящее время Интернет занимает важное место в жизни человека и общества в целом. Он стал основным источником информации, формирующей сознание человека. Если столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного взаимодействия, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнавать новости с другой стороны планеты, нет необходимости покидать родной дом, чтобы общаться с людьми. Поэтому влияние Интернета на человека оценивается двояко: и как положительное, и как отрицательное. Интернет оказывает огромное влияние на человеческий разум, во многом формируя его позицию и мировоззрение, влияет на способность людей социализироваться. Учитывая, что воздействие Интернета на социализацию молодежи и людей других возрастов может быть, как положительным, так и отрицательным, необходимо управлять этой технологией в интересах человека. Особую озабоченность вызывает необходимость обеспечения надлежащей безопасности Интернета для предотвращения негативных последствий. Грамотное использование ресурсов сети предоставляет человеку преимущество перед теми, кто не использует или слабо использует его ресурсы, а интернет-среда позволяет удовлетворить многие социальные потребности современного человека, уже сейчас трудно представить мир без различных гаджетов, которые уверенно вошли в жизнедеятельность общества. Таким образом, можно сделать вывод что ни негативная, ни позитивная сторона Интернета не превалирует над другой, так как каждый человек, пользующийся Интернетом, сам определяет, в какой мере и как это будет влиять на него. Профилактика Интернет-зависимости хоть и позволяет «отвлечь» личность от Интернета, однако, это является временной мерой профилактики и при необходимо обратиться к специалисту, который поможет избавится от данного вида зависимости. И работает с различными видами аддикций.
Литература
1. Смыслов Д.А. Психология рекламной деятельности. – Видное, МРСЭИ, 2015. – 298 с. Психологический портрет пользователя сети Интернет как потенциального потребителя. http://cpimrsei.ucoz.ru/_ld/2/242_Rhb.df 2. Контанистова А.С. Использование социальных сетей для продуктивной социализации молодых людей // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. – 2019. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru. 3. Положительное влияние Интернета на социализацию молодежи. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78793/1/978-5-94646-620-2_2019_2-68.pdf 4. Головина К.В. Психотерапевтическая функция социальных сетей. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. Журн. – 2018. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru 5. Интернет: воздействие на личность http://www.relarn.ru/human/pers.html 6. Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика. https://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html#i-7 7. Исследование способов самореализации молодежи в социальных сетях https://studbooks.net/513553/sotsiologiya/issledovanie_sposobov_samorealizatsii_molodezhi_sotsialnyh_setyah 8. Положительное влияние Интернетаhttps://studwood.ru/620886/sotsiologiya/polozhitelnoe_vliyanie_interneta 9. Как Интернет влияет на человека: плюсы и минусыhttps://piter-trening.ru/kak-na-nas-vliyaet-internet/
Об авторе Контанистова Арина Сергеевна – психолог, выпускница Московского регионального социально-экономического института г. Видное e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования
Контанистова А.С. Роль сети интернет в продуктивной социализации современной молодежи. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен |