Крючкова И.Ю., Барабаш П.Ю. (г. Ставрополь)

Крючкова И.Ю., Барабаш П.Ю. (г. Ставрополь)

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ПОНЯТИЕ, ПОДХОДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ  

УДК 159.923

 

English verson:

Аннотация. В статье представлен анализ личности подростков с девиантным поведением, а такжеразные подходы к классификации девиантного поведения и характеристики различных форм отклонений от норм у подростков.Раскрыты психологические причины возникновения отклоняющегося поведения.

Ключевые слова:  подростковый возраст,девиант, девиантное поведение,инновация, ритуализм, ретретизм, деструктивное поведение, аддиктивное поведение, делинквентное поведение.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

 

Девиантное поведение является в настоящее время одной из самых насущных проблем многих наук: социологии, философии, социальной, возрастной, клинической и юридической психологии, педагогики. Эта проблема носит комплексный характер и проявляется в различных формах отклоняющегося поведения личности: агрессии, самоуничижения, беспомощности и депрессивного состояния.

Активное изучение понятия девиантного поведения началось в XIX веке. Были выдвинуты биологизаторские, социологизаторские, психологические теории. Согласно одним теориям, девиации обусловлены врожденными особенностями, наследственностью. Согласно другим, отклонения возникают в определенных социальных условиях, то есть влияет общество. Согласно третьим, виноваты психотравмы, внутриличностные терзания человека. Таким образом, можно констатировать, что причинами девиантного поведения являются биологические и социальные. Человек может от рождения иметь склонность к девиациям, но толчок для их развития дают соответствующие социальные, психологические условия развития личности.

Существуют разные подходы к классификации девиантного поведения, как по сложности, так и содержанию.

Р.К. Мертон в рамках своей теории структурного функционализма создал одну из первых классификаций поведенческих реакций человека. Типология девиантного поведения в социологии (типология Мертона) [1]:

- инновация (девианты согласны с целями общества, но не согласны с методами их достижения);

- ритуализм (девианты не признают общественные цели, но пытаются пользоваться теми же методами, что общество);

- ретритизм (девиант отрицает цели, способы их достижения, выбранные обществом);

- бунт (девианты отрицают общественные цели, способы, но предлагают свои).

В его модели представлены 5 способов адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе, каждый из которых характеризуется тем, одобряет ли индивидуум цели общества и средства достижения обществом этих целей (часть из этих реакций, по сути, типы девиантного поведения):

  1. Подчинение (целям, и средствам достижения целей общества);
  2. Инновация (целям общества, но не средствам их достижения);
  3. Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);
  4. Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);
  5. Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских [6] предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:

- нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):

- деструктивное поведение:

- внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм):

- аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),

- антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);

- внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

На сегодняшний день девиация также делится на положительную и негативную. К негативным формам девиантного поведения часто относят: уголовную преступность; алкоголизм; наркоманию; проституцию; азартные игры; терроризм; экстремизм; вандализм; самоубийство и др.

Позитивная девиация – это поведение, приносящее обществу благо, но, тем не менее, всё равно отклоняется от общепринятых норм. К позитивной девиации можно отнести: самопожертвование и героизм; сверхтрудолюбие; обостренное чувство жалости; гениальность; умственные способности и талант и др.

Говоря о причинах и признаках девиантного поведения, можно сделать следующие выводы:

- Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

- Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

- Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

- Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

- Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

- Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

- Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

- Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие, термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения [4]. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести. Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение.

Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.

Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет [3]. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.

Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома [5].

Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями [5].

Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уход из дома, воровством, прогулами школы, вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.

Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи [5].

Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.

Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.

Клиническая психология выделяет такие формы детского девиантного поведения (виды, их характеристика): антисоциальные или агрессивные поступки внутри семьи, по отношению к близким людям; агрессивные или асоциальные поступки в отношении других детей; агрессивность внутри группы детей, где ребенок хорошо адаптировался; оппозиционная, вызывающая модель в стенах дома, за его пределами [8].

Наиболее часто встречающиеся формы, виды отклонений: самоповреждение; саморазрушение; рискованность; сексуальная распущенность; бродяжничество; зависимость от социальных сетей; участие в деструктивных группах; наркомания; пьянство; нарушение школьной дисциплины; побеги из дома; суицидальные наклонности.

Таким образом, можно выделить три модели отклонений у детей: направленные на самого ребенка (подростка), направленные на других людей, нейтральные (уход от реальности) [6].

Наиболее частыми причинами девиантного поведения подростков являются: деструктивный стиль семейного воспитания (гиперопека, авторитаризм, попустительство); воздействие окружения, среды развития (влияние дурной компании); неудачное преодоление кризисов, трудных жизненных ситуаций (вариант девиации – алкоголизм); акцентуации характера (все люди с акцентуированным характером попадают в группу риска); психофизические патологии; психосоматические заболевания [6].

Специфические причины девиантного поведения подростков, детей: желание уйти от проблем, конфликтов, непонимания в семье, кругу сверстников; желание казаться взрослым; желание стать авторитетом в кругу сверстников; желание изменить мир.

Отдельно стоит рассмотреть такой фактор как интернет, СМИ. В современном мире наблюдается нездоровое желание «хайпануть», как называется это в кругах молодежи. Но вместо того, чтобы прославиться героическим поступком молодые люди выбирают более примитивный способ: избить кого-то, снять это на видео, выложить в интернет, или заняться сексом в публичном месте, выложить видео в интернет, собрать побольше лайков, прославиться. Это пример деструктивной, отрицательной формы проявления девиаций молодежи [7].

Дети с девиациями в основном выходят из неблагополучных семей. В группу риска также попадают семьи, где родители постоянно пропадают на работе или увлечены своей жизнью, а также семьи, где ребенком занимается няня, гиперопекающие семьи. Благоприятным стилем воспитания считается только один – демократический [1; 2]. В остальных случаях присутствует риск развития негативных девиаций.

Таким образом мы представили различные подходы к понятию девиантного поведения в подростковом возрасте, разные классификации, которые не противоречат, а дополняют общую картину причин и проявлений отклоняющегося поведения подростков. Специфические причины девиантного поведения подростков в современном мире позволяют составить достаточно неутешительный прогноз на ближайшее время. Данный анализ может стать исходной ступенью в разработке стратегии, форм и методов коррекции девиантного поведения подростков.

Литература

  1. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков. – М.: Книжный клуб 36,6, 2012 – 223 с.
  2. Кон И.С. Психология старшеклассника – М.: АСТ, 2010 – 254 с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
  4. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2012. – 656 с.
  5. Райс Ф. Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2012. – 237 с.
  6. Реан А.А. Психология изучения личности. – СПб., 2013. – 288 с.
  7. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: АСТ, 2013. – 284 с.
  8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: АСТ, 2016. – 86 с.

 

Об авторе 

Крючкова Ирина Валериановна – кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Барабаш Полина Юрьевна – студентка направления подготовки 37.04.01 – Психология Институт Дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Ссылка для цитирования

 

Крючкова И.Ю., Барабаш П.Ю.  Девиантное поведение в подростковом возрасте: понятие, подходы и классификация. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен