|
Бунтова Е.С. (г. Москва)ОСОБЕННОСТИ ГАЗЛАЙТИНГА, КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МАНИПУЛЯЦИИ: РАСПОЗНАВАНИЕ И ВАРИАНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УДК 159.922
Аннотация. В статье рассмотрен феномен газлайтинга в рамках виктимного (жертвенного) поведения. Описаны формы и варианты его проявления, а также способы его распознавания и противодействия газлайтингу как виду психологического насилия. Ключевые слова: виктимность, виктимное поведение, треугольник Карпмана, газлайтинг.
«Дело помощи утопающим – всегда дело рук самих утопающих». Виктимология (от лат. viktima – жертва и греч. logos – учение) – общая теория, учение о жертве, предметом исследования которой является жертва: несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, различных эпидемий, войн и иных вооруженных конфликтов, политических противостояний, а также различных видов насилия и аддиктивного (зависимого) поведения. Изначально, учение о жертве возникло как реализация идеи изучения пострадавших. Долгое время правоохранительные органы были ориентированы односторонне на работу «вокруг» преступления и преступника и относились без должного внимания к жертве преступления. Без учета роли жертвы в ситуации правонарушения невозможно в полной мере понять причины и условия, содействовавшие его совершению. Преступник, жертва и ситуация имеют настолько тесную связь между собой, что образуютединую систему, которая может существовать только при наличии всех названных компонентов [2]. Также и в психологии существует такая модель взаимодействия, как треугольник Карпмана, которую мы рассмотрим более подробно чуть позже. Г. Гентинг в 1948 году выпустил свою главную монографию: «Преступник и его жертва. Исследование по социобиологии преступности». В данной публикации он сформулировал и развил основополагающие для виктимологии идеи. Автор показал нам новый взгляд на роль жертвы в триаде: «преступление» – «преступник» – «пострадавший». А еще ранее, в 1941 году, появилась его статья: «Замечания по интеракции между преступником и жертвой». Интеракция – это взаимовлияние. Где автор впервые противопоставил таким составляющим преступления, как «жертва» и «преступник», которые до этого рассматривались как механические и статичные понятия. Жертва преступления не должна быть рассмотрена лишь как пассивный объект. Это не правильно, ибо она – активный субъект процесса криминализации [2]. Г. Гентинг исследуя большое количество уголовных дел, пришел к любопытному выводу, что можно найти жертву, которая: поддается,содействует либо провоцирует. То есть, является одним из причинных факторов, по которому произошло преступление. Г. Гентинг писал:«Взаимоотношения между преступником и потерпевшим, – писал он, – вероятно, соответствуют взаимоотношениям между хищными и травоядными животными. Разница в отношениях между хищными и травоядными животными в мире животных и в отношениях между преступником и потерпевшим заключается в том, что хищным зверям приходится самим охотиться за добычей, в то время как жертва преступления во многих случаях, по-видимому, сама активно вводит в искушение преступника...» [2]. Если мы считаем, что есть прирожденные преступники, значит, есть и прирожденные жертвы. В психологии впервые более полно заговорил о жертве в таком ключе С. Карпман. Его хорошо знают как раз по названию феномена «треугольник Карпмана», который был им описан. Треугольник Карпмана (рисунок №1) – это вариант взаимодействия людей, где каждый попеременно одевает на себя одну из трех масок/ролей: жертва, агрессор и спасатель.
Рисунок 1. Треугольник Карпмана Роль жертвы характеризуется чувством беспомощности, негативизма, не верой в светлое будущее, отсутствием жизненных целей, ощущением себя «маленьким», плохим и не справляющимся в сравнении с другими окружающими «взрослыми». Жертва намеренно (часто неосознанно) создает в своей жизни ситуации, в которых она действительно нуждается в помощи. Долги, кредиты, ипотека, проблемы со здоровьем, муж, который бьет. Все это – следствие многолетнего образа жизни человека, в которой он ежедневно делает свой выбор и приходит к желаемому результату. Агрессор работает в паре с жертвой лучше всего. Ему свойственно как прямое агрессивное поведение: побои, угрозы и другие злобные действия, имеющие цель досадить жертве и еще больше испортить ее жизнь. Так и пассивный вариант агрессии: двойные послания (когда вам вербально говорят спасибо, а не вербально, вы считываете, что вас ненавидят), неконструктивные шутки и речевые конструкции, якобы случайные мелкие вредительства (забыли предупредить о важном совещании, не передали какую-то значимую информацию) и прочее. Спасатель играет роль, чуть ли не «святого» человека, который готов в ущерб себе помочь другому. Но если он не получает желаемой благодарности и вознесения на пьедестал его заслуг, за такое спасительство, о котором его чаще всего не просили, то может очень легко перейти в роль агрессора. И так по кругу, а вернее, по треугольнику. Данная триада является моделью неконструктивного взаимодействия, при которой каждый из участников имеет свои вторичные выгоды и местами абсолютно безответственное поведение, в первую очередь, за свои эмоциональные реакции и проекции на других людей. Такая конструкция не что иное, как маркер неосознаваемой модели поведения у человека. Так, к сожалению, взаимодействует большинство. Здоровая модель межличностной коммуникации (рисунок №2) выглядит следующим образом: помощник, учитель или наставник и ученик.
Рисунок 2. Модель конструктивного взаимодействия В таком варианте общения, человек: - из роли «жертвы» переходит в «ученика»; - из «спасателя» в «помощника»; - а из «агрессора» в «наставника». Принципы «ученика»: 1. Если ученик что-то не знает, не умеет, не понимает как это решить, то прямо просит о помощи другого (более опытного, мудрого или того, кто, как ему кажется, поможет в решении проблемы), употребляя подобные фразы. - «я не вижу вариантов решения этой проблемы, подскажи, пожалуйста, как бы ты мог увидеть эту ситуацию по-другому»; - «я не справляюсь с данной задачей, не мог бы ты мне в этом помочь»; - «я мало разбираюсь в текущем вопросе, который я намереваюсь решить, мне бы очень помогла сейчас твоя рекомендация, как более опытного коллеги» и т.д. 2. Вместо жалоб и беспомощности он умеет находить в любой ситуации конструктивные моменты. Иными словами, извлекает уроки из своего прошлого опыта и учитывает эту ошибку на будущее. Совершая в дальнейшем другие действия, дабы избежать повторения не желаемой для него ситуации прошлого. 3. Находит поводы для благодарности и говорит спасибо другим людям. В отличие от жертвы, которая не способна заметить, как и свои успехи, так и чужие, ученик умеет быть благодарным: себе, другим людям, судьбе, урокам, которые она преподносит. Принципы «помощника»:
Иными словами, если помощник видит, что человеку может в данный момент или в перспективе потребоваться какая-то помощь, которую он хотел бы и мог оказать, то он сначала спрашивает: - «мне показалось, что вы нуждаетесь в помощи, что я полезного могу для вас сделать»; - «я хочу вам помочь, чем я могу вам быть полезен»; - «я вижу, что ты находишься в затруднительной ситуации, и я готов предложить тебе помощь» и т.п. Если человек, которому предложили помощь, согласился, то вы реализуете задуманное. Если нет, то вы сделали все что могли. Будь вы в позиции «спасателя» в этот момент, вам бы могло казаться, что другой без вас точно не справится и вы единственный, кто его спасет. Тем самым, вы заведомо ставите оппонента в более низкое положение, показывая свое превосходство, что уже не является конструктивным.
Принципы «наставника»: - «вот здесь лучше всего будет сделать так-то и так-то, я тебе покажу, ты сам попробуешь, а дальше сможешь уже без меня»; - «давай я тебя научу, как это делается, а ты в будущем сможешь применять данный навык/знание самостоятельно» и т.д. Он помогает обрести какое-то умение, передает информацию, опыт, знания, свою мудрость в том или ином вопросе. Чтобы в последующем «ученик» мог сам справляться с поставленными задачами без его подсказок. «Агрессор» же, в данной ситуации стал бы говорить, что «жертва» все неправильно делает, а он один знает как надо. И сказано это было бы в директивной манере. Прежде нам было необходимо разобраться в проблематике виктимного поведения и человеческого взаимодействия в рамках треугольника Карпмана, чтобы более глубоко погрузиться в основную тему текущей статьи. Теперь переходим к раскрытию самого феномена газлайтинга. Происхождение данного термина имеет интересную историю. Оно восходит к 1938 году, когда в свет вышла пьеса П. Гамильтона: «Газовый свет» (GasLighting). В последующем, экранизированная в 40-ые годы британскими и американскими кинематографистами. В данной пьесе была смоделирована ситуация, где главный герой использовал по отношению к своей жене опасную для психики манипуляцию, которую теперь стали именовать как газлайтинг. Газлайтинг – это один из видов психологического насилия или способов манипуляции, которая направлена на искажение восприятия жертвы, тем самым подбивая в ней уверенность в собственной адекватности. Тот, кто подвергается данному воздействию, он постепенно перестает доверять своим: ощущениям, мыслям, эмоциям, восприятию реальности. И как «бонус», появляется подозрение в собственной неадекватности реакций и видения мира. Возвращаясь к пьесе. По сюжету, муж молодой женщины переставляет в доме мелкие предметы обстановки и прячет вещи, чтобы создать у жены впечатление, будто она теряет память и рассудок. Название фильма указывает на светильный газ, использовавшийся в домах в викторианскую эпоху. Главная героиня замечает, что вечерами свет в доме слегка меркнет, в то время как её муж настойчиво повторяет, что ей это только кажется, при этом освещение действительно меняется из-за того, что муж включает газовый свет в другой части дома, где ищет спрятанные им же драгоценности. В ходе регулярных проделок мужа, молодая супруга начинает понемногу сходить с ума. И все это последствия грамотно простроенной манипуляции со стороны ее коварного супруга. Газлайтинг представляет опасность свой незаметностью и регулярностью повторений. Поэтому его важно отслеживать на корню, как ни одну другую манипуляцию [1]. Потому что последствия бывают плачевны. От банальной апатии и плохого настроения, до глубокой депрессии и суицида. Тут будет уместно привести аналогию с одним жестоким психологическим экспериментом, по истечении которого, человек реально сходил с ума и умирал. Пытка проводилась водой. Человека помещали в неглубокую яму и сверху над ним ставили чайник, либо кувшин из которого под слабым напором капала холодная вода. Каждая капелька падала ровно на лоб или темечко без остановки несколько часов или дней. Человек сидел, пристегнут и неподвижно. Вокруг была тишина. И постепенно ему начинало казаться, что капля воды бьет с таким грохотом, как гром среди ясного неба. После таких пыток люди были готовы признаться даже в тех действиях, которые ими не были совершены. Так как изначально, это была пытка, в том числе для преступников. Цель газлайтинга всегда одна: заставить человека сомневаться в объективности своего восприятия (см. рисунок №3), а также в самой реальности.
Рисунок 3. Иллюстрация акта газлайтинга Манипулятор получает практически полную власть над жертвой, когда она не доверят себе. В такой ситуации он может внушить ей все что угодно. Признаки газлайтера: - нивелирует вашу ценность, самозначимость, достижения, чувства, способности; - заставляет сомневаться в очевидном, не верить и не доверять тому, что вы чувствуете, помните, слышите; - убеждает вас в вашей неадекватности и неадекватности вашего поведения; - намеренно создает такие ситуации, чтобы сбить вас с толку, и вы начали в себе сомневаться; - говорит, что у вас не все в порядке с головой, что вы страдаете каким-то психическим заболеванием и вообще не в себе; - не воспринимает в серьез ваши объективные доводы и аргументы, делая вид, что вы вовсе и не с ним разговариваете, либо прерывает ваш диалог; - дает вам понять, что вы слишком мнительны, эмоциональны и это у вас проблемы, а не у него. Это только часть критериев, по которым вы можете заподозрить то, что вы попали в ситуацию, где по отношению к вам используют газлайтинг. Осознание данного факта – первый шаг на пути к вашему спасению. Перечь возможных фраз, используемых манипулятором, применяющим газлайтинг. Таблица 1. Возможные вербальные маркеры газлайтинга
Поэтапная технология противостояния в ситуации газлайтинга, если ваше психологическое и физиологическое состояние находится на грани:
В целом, рекомендации для тех, кто когда-либо подвергался или подвергается газлайтингу сейчас – одинаковы. Ведь это такая же манипуляция как и любые другие, единственное, она оказывает более серьезный негативный эффект на психику! Особенно, при длительном воздействии. Общие рекомендации и способы по противодействию в ситуации газлайтинга:
Таким образом, если человек оказывается подвержен газлайтингу чаще, чем другие люди, это повод проанализировать свое взаимодействие с другими людьми. Со 100% вероятностью, такой человек оказался втянутым по собственной инициативе либо с помощью другого человека в психологическую игру под названием «треугольник Карпмана». Это могло случиться и неосознанно, будучи осведомленным в теме, человек должен взять на себя ответственность за то, каким образом он будет выстраивать свою коммуникацию и жизнь в последующем. Техник для противодействия существует множество, но куда важнее жить более осознанно и выбирать то окружение и самому быть таким, чтобы развиваться и привносить в этот мир конструктив. Литература
Об авторе Бунтова Екатерина Сергеевна – психолог-консультант, член Международной Профессиональной Ассоциации Психологов, сертифицированный визуальный психодиагност и графолог, г. Видное e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования Бунтова Е.С. Особенности газлайтинга, как одного из видов психологической манипуляции: распознавание и варианты противодействия. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен |