Кузнецова Е.Н., Швецова (Хилько) О.В. (г. Ставрополь)

Кузнецова Е.Н., Швецова (Хилько) О.В. (г. Ставрополь)

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ГЕНДЕРНОГО КОМПЛЕКСА АДАМА НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ  

УДК 159.923

 

English verson:

Аннотация. Статья посвящена психологическому гендерному комплексу Адама, распространившемуся в настоящее время в результате изменений в обществе и во взаимоотношениях семьи и влиянию комплекса на подрастающее поколение. Психологический комплекс Адама связан с сочетанием патриархальных устаревших гендерных проекций и инфантильной позиции в семье. 

Ключевые слова: психологический комплекс Адама, гендерные проекции, гендерные стереотипы, половое воспитание, гендерное поведение, маскулинность, феминность, Мужское движение, феминизм, экстремизм.

 

Об авторе

Ссылка для цитирования

В нашей стране веками существовала патриархальная традиция в государственном управлении и в семье, но в настоящее время посредством информации, распространяемой Мужским движением в сети Интернет, постулируется наличие якобы негласного матриархата, – ориентации исключительно на женские интересы в семейном законодательстве и в судебном производстве. Мужское движение провозглашает «новые-старые» взгляды на семью и на взаимоотношения полов, в которых женщине уготована исключительно пассивная роль, ущемление в правах. Фактически, участники данного движения требуют лишить женщин всех гражданских прав и юридически подчинить женщин мужчинам (опекунам), феминистические же движения (те из них, которые агрессивного толка) утверждают «ненужность» мужчин в жизни государства и семьи, их вредоносность.

Таким образом, как отражение государственного кризиса, можно наблюдать и кризис семьи, устаревание гендерных проекций и стереотипов, проблемы во взаимоотношениях полов, которые сказываются на государственном и на демографическом уровне. В данной статье будет рассмотрен преимущественно психологический комплекс Адама, – целый ряд психологических проекций и стереотипов, имеющихся в подсознании и выявляющихся в поведении современных мужчин и женщин и сказывающихся на воспитании подрастающего поколения.

Гендерные проекции, – часть коллективного бессознательного, присваиваемые путем интериоризации, интроекции по мере взросления, впитываемые в образ Я и определяющие гендерное поведение.

Можно выделить следующие маскулинные проекции (мужественности) и феминные проекции (женственности). Рассмотреть необходимо при обсуждении комплекса Адама проекции обоих полов, поскольку они формируют друг друга. Гендерные проекции:

Мужчине предписывается обладать следующими чертами характера: смелость, активность и даже некая степень агрессии, ответственность, благородство, порядочность, низкий уровень аффектации («мужчины не плачут»), неразговорчивость, физическая и моральная сила, навыки в ремонте и в строительстве, являться (главным) кормильцем семьи.

Женщине полагается быть эмоционально отзывчивой, заботиться о ближних, проявлять эмпатию («женскую мудрость»), обладать красивой и сексуально привлекательной внешностью (даже в зрелом возрасте), любить детей и стремиться создать семью, выполнять «женскую работу» по дому (полностью вести быт).

Присваивание проекций и следование архаичным гендерным стереотипам осложняется дефицитом объектов для идентификации: недостаток педагогов-мужчин в школе, дефицит взрослых в окружении, ярко демонстрирующих гендерное поведение (мало мужественных мужчин и женственных женщин).

Недостаток образцов маскулинного поведения в семье и в школе, противоборство полов и взаимные претензии друг к другу создают дефицит положительных примеров для самоидентификаиции и подражания. Согласно статистике Росстат, в период с 2005 по 2008 годы разводилось 80 % пар, в сравнении с 50-ми годами XX века, когда процент разводов был 12% от всех браков. В 2011-2012 гг. разводились 53 % пар [4].

Снижается и количество браков в результате низкой рождаемости в конце XX века, и, соответственно, брачного возраста достигает меньшее количество человек. Браки заключаются в настоящее время в более позднем возрасте: согласно данным Росстат, наибольший процент мужчин (33,1%) и женщин (28,5) вступает в брак в возрасте 25-29 лет [4].

Молодежь получает высшее образование к 21-23 годам, начинает профессиональную карьеру к этому возрасту, сталкивается с экономическим кризисом, который многократно усилен в настоящее время мерами по снижению заболеваемости Covid-2019. Предыдущим, сопоставимым с карантинными мерами, событием, является испанский грипп («испанка») 1918-1920 года, унесшая в мире до 5,3 % населения [8].

Заключение браков к тридцати годам и позже, можно назвать демографической неизбежной, – некоей точкой бифуркации, «периодом невозврата», поскольку даже при всех современных достижениях медицины, фертильность населения после тридцати пяти лет начинает снижаться.

Гендерные коллективные проекции, интериоризируясь, интроектируясь, зачастую идут в разрез с характерологическими особенностями человека, с личностью и создают психологические комплексы. У женщин – комплексы Евы (образ женщины, подчиненной мужчине) и Лилит-анти-Евы (образ, построенный на сопротивлении мужской власти, Анти-Ева феминистична), а также психологический комплекс Адама у мужчин (внутриличностный конфликт между патриархальными ценностями и объективной реальностью) [1; 2; 3;5; 6].

Комплекс Евы построен на чувстве неполноценности, на подчинении Адаму. Психологический комплекс Лилит связан с отрицанием власти Адама и приводит её к стремлению к самостоятельности. Лилит соревнуется с Адамом, Еве же свойственно перекладывать ответственность за себя на Адама (по образу патриархального общества) [6].

Ева ждет Адама в своей жизни как «решателя» всех проблем, брак для неё – инициация, и Адам не оправдывает её ожиданий, поскольку в браке её жизнь становится сложнее, ввиду новых обязанностей, чем до брака.

Адаму же внушается обществом, что вступление в брак – это своего рода сдача в плен, он осчастливливает Еву только самим фактом регистрации брака, Адам – некий приз (больше похоже на феминное поведение). Адама в браке тоже ждет разочарование: такая покорная до брака Ева начинает требовать от него мужественного поведения, ответственности.

Современные Евы не способны подчиняться Адамам, он привыкли быть на работе с ними фактически равными, а зачастую нести и большую нагрузку. Конфликт достигает максимума в декретном отпуске и в последующем отпуске по уходу за ребенком, когда Ева перестает полноценно соучаствовать в обеспечении семьи и в первый раз тяготы финансового обеспечения ложатся на Адама, к чему он не привык. Адам ощущает власть над Евой, но к ответственности он не привык.

Современными Адамами, совместно с Лилит в настоящее время пропагандируются партнерские отношения «пополам». В России идея построена как модель отношений с равным финансовым вкладом на свиданиях и в совместном проживании (мужчина за женщину не платит), от такого подхода Адамы (вразрез с семейным законодательством) легко переходят к тому, что они не должны обеспечивать Еву в декретном отпуске

В результате, Еву ждет разочарование: Адам командует в соответствии с патриархальными устоями, но не содержит Еву, Ева же нагружена всеми обязанностями жены.

Адам проецирует на Еву гендерные ожидания: Еве предписано быть нежной и подчиняться, в то время как Адам и Ева постоянно конкурируют на работе.

Ева, следуя комплексу неполноценности, считает брак для себя обязательным и престижным, забывая про ответственность за свой выбор партнера. Адам считает брак неким призом Еве, «сдачей в плен». В браке ожидания обоих сторон не оправдываются: они не получают той преувеличенной заботы друг о друге, которой ожидали.

Ева разочарована в Адаме: он не сделал её жизнь лучше, а, наоборот, осложнил её. Ева и Адам не готовы к партнерским отношениям: Ева претендует на роль подчиненного, Адам – на роль властелина, при этом они оба не готовы ни подчиняться (Ева), ни править (Адам). В результате – серийная моногамия, распад союзов и образование новых, при этом Ева вновь будет искать «настоящего мужчину» – ветхозаветного домостроевского Адама, но подчиняться этому тирану не в состоянии. Адам ищет покорную Еву, но перекладывает ответственность за семью на неё. Дети при серийной моногамии особенно страдают: раздельное проживание с отцом, причем, зачастую, отец вообще пропадает из жизни ребенка, новый мужчина у матери, или серия мужчин, когда она ищет «настоящего мужчину».

Отношения обостряются в отпуске по уходу за ребёнком, поскольку Адамы ждут уважения к кормильцу, но требуют, чтобы Ева подрабатывала или раньше выходила на работу. Ева ждет от Адама исполнения функции кормильца, но не покорна: она требует. Гендерная проекция «женщина-вдохновительница» имеет все черты психоманипуляции, – перекладывания ответственности. Женщины приписывают успехи мужа себе на правах музы. Мужчины перекладывают ответственность на не справившуюся музу.

В современном мире Евы перегружены домохозяйством, ведь обязанность Адама – зарабатывание денег, при этом домашние обязанности Адама редки и необременительны. Адам, вступив в брак с Евой, делегирует ей уход за собой. В отпуске по уходу за ребенком Адам будет воспринимать Еву как иждивенку, он привык к её заработной плате и на семью одной его заработной платы не хватает.

Возникшие на потребу Адамам и Евам экстремистские движения требуют обособления одного пола от другого (радикальные феминистки) и подчинения одного пола другому (Мужское движение). В настоящее время популяризируется новая экономическая модель семьи – равноправные партнеры Адам и Ева, «пополамщики», – равный вклад мужа и жены в семейный бюджет, – равная экономическая ответственность за семью, при этом «женская» работа по дому на Еве и Адам не должен содержать Еву в отпуске по уходу за ребенком, она должна содержать себя сама. Дети при таких отношениях часто ущемлены в своих правах, наблюдая, например, как отец дает ребенку только половину суммы на экскурсию, сообщая, что вторую часть денег надо получить у матери, матери дома нет, а деньги ребенку нужны срочно, но отец проявляется «принципиальность». В результате, ребенок видит, что он для родителей «совместный делово     й проект», докучливая обязанность.

В настоящее время большая часть браков распадается, и остро стоит проблема невыплаты алиментов на содержание детей. «Мужчины-бывшие отцы», которые прозваны так за употребление фразеологизма «бывшие дети»,за рассуждения о том, что бывшие жены не расходуют алименты на детей, внушают детям неуважение к отцу (снова внешний локус, перекладывание ответственности), соответственно, алименты отцы платить не должны, – то есть, находят массу самооправдательных причин своему нежеланию содержать собственных детей.

В браке, как правило, Адам свои экономические усилия направляет на аттрактант, символ мужского пола – автомобиль: приобрести (если его не было) и содержать, поскольку без авто Адам «не престижен». Евы тоже жаждут обладать авто, как аттрактантом для мужчин, чтобы показать свою независимость и привлекательность для брака («получив меня, ты получаешь авто», – символ мужественности).

Ева-хранительница домашнего очага, ответственна за семейный климат, должна предвидеть и решать заранее все проблемы. При измене Адама виноват снова не он, а другая Ева-Лилит, – разлучница. При разводе Адам становится объектом вожделения Евы – холостяком, а Ева – РСП («разведенкой с прицепом), – по утверждению экстремистских мужских движений, «развалившей семью женщиной, ничтожной и никому (другим мужчинам) не нужной».

Члены экстремистских движений типа «Мужского государства» и «Мужского движения», требуют возвращения домостроевских прав (но не обязанностей): «Адаму не принадлежит Ева и их дети (Кайны с Авелями)», значит, Адам за них не отвечает. Под «непринадлежностью» имеется в виду, очевидно, свобода Евы на развод.

Устаревшие гендерные стереотипы и проекции Адама могут, со временем, трансформироваться, но, при этом, случаются и противоположные случаи, например, Исламская революция 1979 года в Иране, в результате которой страна вновь стала жить по законам шариата: женщины лишились гражданских прав и свобод, были принуждены носить хиджабы [9].

За подобное изменение общественного уклада в домостроевском стиле и борются отечественные гендерные экстремисты. Неадекватный ответ правительства Ирана экстремистам и привел к падению страны в Средневековье.

Распространение экстремистских гендерных пабликов в России способствует активной трансформации общественного сознания, в течение нескольких десятилетий пропагандируемые ими взгляды могут стать коллективными гендерными проекциями. На данный момент в массовую мужскую лексику прочно вошли термины «немужское законодательство» и «проженские суды», а у агрессивных феминисток фразеологизмы про «свободу без (от) мужчин».

Экстремистские организации провоцируют войну полов, которая активизировалась в результате сексуальной революции и смены общественных экономических формаций, в результате которой женщины получили более активные роли в обществе, а мужчины, наоборот, снизили активность, если не общественную, то по обеспечению семьи.

В ходе «военных действий» на войне полов мужчины преимущественно применяют физическое насилие, а женщины совершенствуются в насилии психологическом, но тут роли могут и меняться: физическое насилие от женщин и психологическое – от мужчин, и сочетание обоих видов, как мужчиной, так и женщиной. Новый закон о «жилищных алиментах» на ребенка или детей, которые могут обязать выплачивать отдельно проживающего от ребенка / детей родителя (чаще всего, отца) для компенсации затрат на аренду жилья вторым родителем, также меняет взаимоотношения полов в семье и после расторжения брака. Чтобы данный закон применить, нужна масса условий: например, доказать, что мать с ребенком не может жить по месту регистрации, а это доказать непросто. Психологический эффект на население данный закон произвел существенное, вызвал панические реакции. Применяться на практике закон будет редко, а отношение к перспективе вступления в брак у населения будет изменено.

В настоящее время имеются колоссальные алиментные задолженности, вызванные теневой экономикой, практикой «черных заработных плат» и неофициального трудоустройства. Такая ситуация возникла в результате краха экономики страны и построения экономики, фактически, по колониальному типу. В 2020 году произошел очередной экономический кризис, связанный с обесцениванием углеводородов вследствие ухода на изоляцию и на карантин практически всего мира в результате объявления эпидемии COVID-2019. Вследствие этого, миллиардам людей пришлось постоянно находиться дома с членами своих семей, что обострило кризис в отношениях полов в сочетании ещё и с экономическим кризисом.

В настоящее время по всему миру принимаются законы против семейно-бытового насилия, в России, в том числе, внесен законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» [7], в результате чего, понятию насилия в семье присваивается отдельный правовой статус, подразумевающий, что насилие в семье является отдельным видом насилия и рассматривающий семью как источник опасности для личности.

В результате трансформации общественного устройства и экономики, в семье и в воспитании подрастающего поколения произошли следующие изменения:

- мужья и отцы перестают вносить основной экономический ресурс в семью (распространение экономической модели «пополамщиков), сократилось общение мужчин с собственными детьми, как в браке, так и после расторжения брака;

- функцию по воспитанию подрастающего поколения чаще и активнее выполняют матери, чем отцы;

- вследствие «войны полов» и высокого процента разводов, мальчики испытывают дефицит объектов для идентификации, в результате подражают матерям и в будущих взаимоотношениях реализуют модель поведения, построенную на снижении вклада мужчины в семью, чему способствуют и свекрови, вырастившие сыновей в одиночку и оберегающие сына от обязанностей кормильца семьи;

- женщины берут активную роль в обеспечении семьи, при том, что и практически все бытовые нужды семьи обеспечивают они же, в результате испытывают эмоциональное выгорание, в результате таких нагрузок снижается количество детей в семьях, поскольку практически все обязанности по уходу за детьми и по их воспитанию возложены на мать семейства;

- возрастает количество одиноких мужчин и женщин, отказавшихся от создания семьи, или от вступления в повторный брак.

 

Литература

  1. Кольцова И.В., Хилько О.В. Значение просвещения педагогов и родителей в области психологических комплексов Медеи и Иокасты. // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч. 2. – С. 328-331.
  2. Кольцова И.В., Хилько О.В. Психологический комплекс Евы: перспективы разработки понятия и применения в половом воспитании населения // Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2020. – Вып. 66. – Ч. 3. – С. 357-361.
  3. Кольцова И.В., Хилько О.В. Значение психологического просвещения педагогов и родителей в области материнских комплексов Медеи и Иокасты // Психологическое благополучие современного человека [Электронный ресурс] : материалы Международной заочной научно-практической конференции (20 марта 2019 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2019 – С. 80-86.
  4. Статистика браков и разводов по данным Росстат https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/ (дата обращения: 27.02.2021).
  5. Швецова (Хилько) О.В. Современные гендерные тенденции. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2012. – №4 URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 27.02.2021).
  6. Швецова (Хилько) О.В. Психологические комплексы Евы и Лилит (Анти-Евы): роль в половом воспитании населения. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2020. – №1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 27.02.2021).
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Законопроект_«О_профилактике_семейно-бытового_насилия_в_Российской_Федерации» (дата обращения: 27.02.20211).
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Испанский_грипп (дата обращения: 27.02.2021).
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламская_революция_в_Иране (дата обращения: 27.02.2021).

Об авторе 

Кузнецова Елена Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики лингвистического образования и межкультурной коммуникации Ставропольского государственного педагогического института.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Швецова (Хилько) Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Ставропольского государственного педагогического института

 

Ссылка для цитирования

Кузнецова Е.Н., Швецова О.В. (Хилько). Влияние психологического гендерного комплекса Адама на воспитание подрастающего поколения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2021. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен