|
Левит Л.З. (Минск, Беларусь)«БЕССМЫСЛЕННОСТЬ» И «СМЫСЛ»: НЕДООЦЕНЁННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УДК 159.923
Аннотация. Автор статьи стремится дать более строгое определение смысла, отталкиваясь от противоположного понятия «бессмысленности». Главными признаками последней чаще всего являются «недостаток интеллекта» и «отсутствие пользы». Таким образом, приоритетными характеристиками смысла могут выступать высокий уровень интеллекта и полезность совершаемых индивидом действий (эгоизм). Полученные выводы существенно переопределяют понятие «смысл». Ключевые слова: бессмысленность, гедонизм, интеллект, позитивные иллюзии, смысл, эгоизм.
Введение. Иногда более точное понимание того или иного явления (особенно, если речь идёт о таком «глобальном» и абстрактном понятии как смысл) может быть достигнуто через исследование его более скромных противоположностей, не претендующих на бесконечное умножение дискурсов. Конкретика, информативность и «наглядность» последних бывает, как ни странно, следствием недостаточного внимания учёных к обратной стороне «сияющих высот» гуманитарного поиска, равно как и необоснованно оптимистических представлений о человеческом прогрессе в целом. Поэтому мы решили временно сосредоточить внимание не на «смысле», а на «бессмысленности». Результаты и гипотезы, касающиеся более «реального», не столь идеализированного смысла, не замедлили появиться. Бессмысленность в её главных значениях и «новый» смысл. Исследование словарных синонимов слова «бессмысленность» [3 и др.] позволило нам свести их к двум большим группам. Первую, включающую понятия «заумность», «нерациональность», «глупость» и им подобные, можно ассоциировать с недостатком либо отсутствием интеллекта у индивида. Вторую группу с синонимами «бесполезность», «нецелессообразность», «безрезультатность», можно связать с идеей «пользы» или «выгоды». Иными словами, «бессмысленно» прежде всего, означает «глупо» и/или «бесполезно», «невыгодно». Если продолжить лингвистические изыскания и двинуться в обратном направлении, то смысл по контрасту следует ассоциировать с «умом» и «пользой». Для нас, очевидно, что обсуждаемое понятие в подобном определении выглядит конкретнее и существенно иначе в сравнении с общепризнанными дефинициями. У «смысла» усиливаются «интеллектуальные» и «утилитаристские» коннотации, в то время как максимальные потери несут морально-этические аспекты. Например, отныне наполненную смыслом жизнь ведёт (способен вести) умныйэгоист, в то время как бессмысленность существования со всеми её муками становится уделом (если не проклятием) индивидасо сниженным интеллектом, не понимающего собственных нужд и не способного позаботиться об их приоритетном удовлетворении. Сходу принять и, тем более, воплотить в жизнь полученные выводы совсем непросто. И в самом деле: много ли работ, отождествляющих смысл жизни и уровень интеллекта, известно поклоннику экзистенциализма? Автору статьи подобного встречать до сих пор не доводилось. Теперь о ещё более «порочной» связи смысла и эгоизма. В её пользу говорят экспериментальные результаты, полученные нами в лонгитюдных ESM-исследованиях 2011-2013 гг. Так, у всех испытуемых корреляции между показателями шкал «эгоизма» и «смысла» оказались положительными, значимыми, а также существенно более высокими, чем между показателями шкал «альтруизма» и «смысла». Более того, именно «смысл» и «эгоизм» (наряду с «вовлечённостью») составляют ведущую тройку понятий, в наибольшей степени ассоциирующихся с конструктом «счастье» по всем использовавшимся математическим критериям [1]. «Скучная» бессмысленность и «весёлый» псевдосмысл: гедонизм в качестве лёгкой альтернативы. Небольшое попутное дополнение. В электронных словарях мы не обнаружили такого очевидного синонима бессмысленности как «скука». Хотя ещё у В. Франкла пишется об экзистенциальной фрустрации и скуке – в частности, «неврозе выходного дня» [2]. И наоборот, «наполненность», насыщенность событиями обычно считается одним из признаков осмысленной жизни. В настоящее время яркость, доступность и лёгкость получения простых (чувственных, телесно-ориентированных) удовольствий создают иллюзию смысла жизни (либо, наоборот, самый «продвинутый» смысл?) у массового потребителя. Подобная иллюзия подогревается постоянной новизной и связанными с ней позитивными ожиданиями. Скорость появления всё новых гаджетов с новыми функциями не позволяет в полной мере проявиться всемогущей адаптации (привыканию, скуке), дающей понять, что смысл жизни далеко не всегда связан с красочным балаганом. Заключение. «Движение вспять», проделанное автором в своих рассуждениях, привело к тому, что на первый план в определении смысла вышли доселе малозаметные характеристики. Дальнейшее размывание моральных идеалов (как бы к этому ни относились) способно открыть другие (вероятно, менее симпатичные и героические, зато более приближённые к современной реальности) грани «смысла жизни» и «осмысленного существования». Литература
Об авторе
Левит Леонид Зигфридович – доктор психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования, г. Минск, Беларусь. e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования
Левит Л.З. «Бессмысленность» и «смысл»: недооценённые значения. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 2. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|