|
|
Л.А. Халилова
РЕФЛЕКСИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 159.923
Аннотация. В статье рассматриваются особенности рефлексии преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности. Описаны качественные характеристики рефлексии преподавателя вуза, ее виды и функции. Приводятся результаты исследования рефлексии у будущих преподавателей высшей школы.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная деятельность, кооперативная, коммуникативная, личностная и интеллектуальная рефлексия, ситуативная рефлексия, ретроспективная рефлексия, перспективная рефлексия, функции рефлексии, преподаватель высшей школы.
Особенности деятельности преподавателя высшей школы обусловлены требованиями, вытекающими из специфики педагогического труда: преподаватель – носитель передаваемой студентам культуры, профессиональных знаний, организатор их деятельности и общения на занятиях и вне вуза. Коммуникативный характер педагогической деятельности, требующий понимания и объяснения причин, целей поведения студентов и других субъектов образовательного процесса, позволяет характеризовать деятельность преподавателя высшей школы как субъектную, для которой характерно понимание, осмысление, мотивация, способность к диалогу. Педагогическая деятельность предполагает и строгое мышление, и воображение как основу антиципирования (предвосхищения будущего). От способности правильно предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение студента в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности, освоение будущей профессии будет во многом зависеть качество образования в высшей школе. То есть, высокий уровень развития рефлексии, связанной с осмыслением собственного сознания, собственных действий, самопознанием собственного «Я» и установлением правильных отношений между студентами и коллегами, является одним из важных условий успешности деятельности преподавателя высшей школы. Среди современных разработчиков рефлексивной деятельности следует отметить труды А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова. Во взглядах А.В. Карпова рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием, присущим лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания. Включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них [4]. С.Ю. Степанов и Н.Н. Семенов выделяют кооперативную (социально-перцептивную), коммуникативную, личностную и интеллектуальную рефлексию [3, 8]. Кооперативная рефлексия обеспечивает проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его выход во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимания и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При этом акцент ставится на результаты рефлексирования, а не процессуальные моменты проявления этого механизма. Коммуникативная рефлексия выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «Я» как индивидуальности. По С.Ю. Степанову личностная рефлексия осуществляется: через переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых; апробирование личностных стереотипов и их дискредитация, переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней [8]. Ю.М. Орлов считает, что личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности [6]. Интеллектуальная рефлексия отражает проблемы организации когнитивные процессы переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач. Рефлексия позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления), оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются. Академик М.К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, – конструктивной и контрольной. С позиции конструктивной функции рефлексия – это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия – это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении [Цит по: 5]. На наш взгляд, сущность и структура рефлексии может быть рассмотрена с позиций функций рефлексии, ее характеристик и уровней выраженности (таблица 1). Таблица 1 Сущность и структура рефлексивного механизма
Деятельность преподавателя высшей школы является сложной и иерархически организованной деятельностью, направленной на решение образовательных задач, в частности, освоение студентами материала преподаваемой дисциплины. В каждый момент педагог находится в двух ипостасях: он выступает организатором и руководителем педагогического процесса, и одновременно, благодаря рефлексии, его осознание должно быть направлено на осмысление происходящего, оценку и выстраивание своего поведения в соответствии с характером педагогической ситуации. Рефлексия при этом является важным механизмом выхода личности из наличной ситуации в надситуативную, позволяющим выстраивать наиболее адекватные стратегии поведения с учетом собственных целей деятельности и целей других участников педагогического процесса. Специфика педагогической деятельности заключается и в том, что каждый ее фрагмент предполагает нестандартные решения, и при всей схожести педагогических ситуаций действия педагога в них неизбежно являются уникальными и неповторимыми. Именно в конкретный момент педагогу необходимо оперативно и адекватно оценивать ситуацию и поступки воспитанников, принимать решения сразу, действовать продуктивно в меняющихся обстоятельствах, корректируя собственную деятельность порой без предварительного логического размышления, лишь на основе знаний эрудиции, интуитивного поиска [1]. Рефлексия деятельности преподавателя высшей школы может рассматриваться в трех основных формах, в зависимости от тех функций, которые она выполняет во времени. В связи с этим, можно выделить ситуативную, ретроспективную и перспективную рефлексию. Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями. Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов. Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее. С целью исследования рефлексивных качеств будущих преподавателей высшей школы, мы провести экспериментальное исследование с использованием Методики диагностики рефлексии А.В. Карпова, В.В. Пономаревой. Данная методика позволяет определить степень развития рефлексивных качеств преподавателя высшей школы: ретроспективной рефлексии, рефлексии настоящей деятельности, рассмотрение будущей деятельности, рефлексия взаимодействия и общения с другими людьми [4]. Базой проведения эксперимента выступил ГОУ ВПО «Ставропольский Государственный Университет» (СГУ). Исследование проводилось в период начала и окончания освоения дополнительной специальности «Преподаватель высшей школы». В исследовании приняло участие студенты первого и второго года обучения магистратуры в количестве 71 человек, географического и медико-биолого-химического факультетов. Из них были сформированы группы: - экспериментальные: студенты магистратуры географического факультета, специальности «География» (2 группы) в количестве 12 и 14 человек и «Экология и природопользование» (2 группы) в количестве 9 и 8 человек соответственно, далее – ЭГ; - контрольные: студенты магистратуры медико-биолого-химического факультета специальности «Биология» (2 группы) в количестве 8 и 20 человек, далее – КГ. Результаты исследования по методике диагностики рефлексии А.В. Карпова, В.В. Пономарева в ЭГ и КГ отражены в таблице 2. Таблица 2 Сравнительный анализ результатов исследования рефлексии будущих преподавателей высшей школы в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапах
*Достоверность различий на уровне значимости р< 0,05
Исходя из данных таблицы видно, что в ЭГ для 30% студентов характерен высокий уровень ретроспективной рефлексии, для 65% студентов – средний и 5% – низкий; в КГ лишь для 15% студентов характерен высокий уровень рефлексии, для 68% – средний и для 12% – низкий. Рефлексия настоящей деятельности выражена следующим образом: у 32% студентов ЭГ и 18% студентов КГ присущ высокий уровень, для 61% студентов ЭГ и 63% студентов КГ – средний уровень, для 7% респондентов ЭГ и 19% КГ – низкий. У 28% студентов ЭГ и 18% студентов КГ рефлексия будущей деятельности выражена на высоком уровне, у 61% студентов ЭГ и 55% студентов КГ – на среднем, у 11% студентов ЭГ и 21% студентов КГ – на низком. Рефлексия взаимодействия и общения с другими людьми у 24% студентов ЭГ и 18% студентов КГ выражена на высоком уровне, у 63% студентов ЭГ и 58% студентов КГ – на среднем уровне, у 13% студентов ЭГ и 24% студентов КГ – низком. Более наглядно данные представлены на рис. 1. Рис. 1. Исследование рефлексии будущих преподавателей высшей школы в ЭГ и КГ на контрольном этапе (%)
В результате статистического анализа достоверные различия в КГ и ЭГ по уровню развития рефлексии на констатирующем этапе отсутствуют. Сравнительный анализ результатов на контрольном этапе показывает, что изменения присутствуют как в ЭГ, так и в КГ, что обусловлено обучением студентов по дополнительной специальности «Преподаватель высшей школы» (уровень достоверности р<0,05). Степень сформированности тех или иных показателей рефлексии позволяет говорить о выраженных рефлексивных качествах преподавателей высшей школы в целом. Согласно исследованиям А.В. Карпова и В.В. Пономарева очень низкий уровень развития рефлексии, так и очень высокий препятствуют принятию эффективных решений при реализации профессиональных функций. Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о развитии у выбранной группы студентов рефлексии в на среднем уровне. Сформированность рефлексии на среднем уровне у студентов является одним из критериев качественного усвоения программы «Преподаватель высшей школы». Подводя итог, можно сказать, что рефлексия является одной из важнейших характеристик деятельности человека. Рефлексия позволяет обеспечить основные функции сознания: выделение человеком себя из окружающей среды, и противопоставление себя ей как субъекта объекту; обобщение и целенаправленное отражение внешнего мира; узнавание, понимание, то есть связывание прежнего опыта с полученной новой информацией; целеполагание, то есть предварительное мыслительное построение действий и прогноз их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит. Рефлексия преподавателя высшей школы способствует расширению и увеличению зоны внутреннего плана и внешней активности. Рефлексия отражает способы контроля, оценки и осознания преподавателем своей деятельности. Взаимосвязь внешнего (предметного) и внутреннего (модального) планов действий составляет основу психологического механизма творческой деятельности человека. Способность гибко и рефлексивно обращаться к различным подструктурам профессиональных знаний (предметные знания, личный опыт) и критически относиться к стереотипным представлениям о психической реальности может выступать одной из целей образования при обучении будущих преподавателей высшей школы.
Литература 1. Белкина В.Н., Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник – Том 3 (Психолого-педагогические науки). – №3. – 2010. – С. 203-206. 2. Джига Н.Д. Рефлексия и образование // Высшее образование сегодня. – № 7. – 2009. – С. 38-43. 3. Дударева В.Ю., Семенов И.Н. Феноменология рефлексии и ее изучение в современной зарубежной психологии // Психология. Журнал высшей школы экономики. – Т. 5, № 1. – С. 101-120. 4. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во ИП РАН, 2004. – С. 24. 5. Кашапов М.М. Психологический анализ методов исследования педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. – М.: ИП РАН, 1998. – С. 80-92. 6. Орлов Ю.М. Саногенное мышление. – Серия: Управление поведением. Кн.1. – 2006. – 96 с. 7. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве.– М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 20-40. 8.Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М.: Наука, 2000. – С. 154-160.
Об авторе Халилова Лейли Абдулсалиховна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Института Дружбы народов Кавказа e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Халилова Л. А. Рефлексия в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||


