Разживина Н. В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

 

УДК 159.913

Н.В. Разживина (Кисловодск) МОУ СОШ № 10

English version:  Razzhivin Nina school number 10, Kislovodsk

 

Аннотация. В статье обсуждается проблема предупреждения склонности подростков к девиантному поведению. Подчеркивается, что требуется создание специальных условий в общеобразовательном учреждении, направленных на предотвращение отклонений в поведении и деятельности подростков. В числе таких условий наличие профессиональной компетентности членов педагогического коллектива; создание в образовательных системах воспитывающей среды и гуманизация отношений в школьных и семейных коллективах и системное психологическое сопровождение подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, подросток, образовательная среда, психологический климат в коллективе, семейные отношения, психологическое сопровождение.

Ссылка на цитирование

 

Решение проблемы, связанной с предотвращением отклонений в поведении и деятельности подростков, требует создания специальных условий в общеобразовательном учреждении. Представляется, что одним из первых условий является наличие профессиональной компетентности членов педагогического коллектива (администрация, учителя, практические психологи, социальные педагоги и др.), которые при реализации своих основных функциональных обязанностей должны ориентироваться на тенденции современного образования, моральные нормы, правовые установки, закрепленные в законах и документах, определяющих специфику деятельности образовательного учреждения.

Именно это и можно рассматривать как одно из необходимых условий эффективного функционирования образовательного учреждения.

При этом всем субъектам образовательного учреждения необходимо в своей деятельности ориентироваться на:

-  цели, задачи, стоящие перед образовательными учреждениями;

-  тенденции развития образовательных систем;

-  на этические принципы в деятельности практических психологов;

-  приказы, инструкции, регламентирующие деятельность руководителей образовательных учреждений;

-  инструктивные документы, законы, определяющие содержание деятельности практических психологов по организации службы практической психологии;

-  требования, предъявляемые к деятельности и личности учителя и т.д.

Другим не менее важным условием является создание в образовательных системах такой среды, которая может обеспечить ребенку возможность благополучного развития. Поэтому необходимо вести работу в направлении интеграции всех служб общеобразовательного учреждения по созданию воспитывающей среды и гуманизации отношений в школьных, внешкольных и семейных коллективах, обеспечивающих подросткам возможность проявления социально одобряемых личностных характеристик, форм поведения и активной жизненной позиции.

Это условие требует более глубокого анализа, т.к. вопрос создания развивающей среды является достаточно сложным и не имеет однозначного решения. И здесь следует остановиться на том влиянии, которое в целом оказывает на человека окружающая среда.

Любая окружающая среда (макро или микросреда) может являться источником как негативного, так и позитивного влияния на человека. Человек в процессе жизнедеятельности выступает субъектом различных микросред, которые в свою очередь находятся под воздействием факторов макросреды и мегасреды, что находит свое подтверждение во многих исследованиях:

- становление личности на всех этапах психического развития организуется и происходит в определенной социально-культурной среде, которая «растит и питает личность» (П.А. Флоренский);

-  психологические характеристики личности, механизмы позитивных и негативных изменений зависят от взаимодействия и взаимозависимости жизненного пространства, психологического поля личности с событиями внешнего мира, которые, действуя извне, могут изменить жизненное пространство, психологическое поле и сущность этой личности (К. Левин).

Все это подтверждает необходимость анализа такого объективного критерия как «состояние образовательной среды», субъектом которой является подросток. При этом необходимо остановиться на определении понятия «среда» и словосочетании «образовательная среда».

Существующие определения показывают, что под средой понимается пространство, окружение, сфера, условия жизни, уклад жизни, социум и т.д. Исходя из того, что мы в дальнейшем будем использовать термин «среда», выделим его сущностное содержание. Среда – это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [7, с. 746]; совокупность природных условий, в которых организуется и протекает деятельность общества, организмов; социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [6, с. 654]; совокупность природных и социальных условий, а также относящиеся к ним представления и оценки, составляющие освоенное окружение личности [4] и др.

Эти определения позволяют сделать вывод о том, что среда есть совокупность множества составляющих (условий), которые воздействуют на человека, а человек, в свою очередь, вступает с каждой из составляющих в определенные отношения, которые формируют его мир психических явлений.

Исходя из общего понимания среды, под образовательной средой, по мнению многих исследователей, следует понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В.П. Бедерханова, И.В. Богданов, П.А. Флоренский, В.А. Ясвин).

Следует отметить, что кроме понятия «образовательная среда» иногда используются близкие, но не тождественное понятие: «образовательное пространство», которое у некоторых исследователей (Е.В. Абаева, А.А. Вердяев, И.К. Шалаев, В.А. Ясвин и др.) определяется как «плацдарм» для реализации стремления к эмансипации, расширению своих границ; систему влияний и условий формирования личности и возможностей ее саморазвития; как среду, способствующую профессиональному и личностному росту и т.д.

Проведенный выше анализ позволяет не только рассматривать образовательную среду как совокупность условий, обеспечивающих личности возможность в силу ее активности определенный уровень развития, но и выделить ее основные показатели, которые прямо влияют на этот уровень. Так, в исследованиях В.А. Ясвина, выделены следующие количественные параметры экспертизы образовательной среды, которые в нашей работе представлены показателями ее состояния:

- широта (обеспечивает представление о ее объектах, субъектах, процессах и явлениях);

- интенсивность (отражает степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями);

- осознаваемость (показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса);

- обобщенность (характеризует степень координации деятельности всех субъектов);

- эмоциональность (устанавливает соотношение эмоционального и рационального компонентов);

- доминантность (дает представление о значимости данной среды в системе ценностей для ее субъектов);

- когерентность (отражает степень согласованности влияния среды на личность);

- активность (обеспечивает представление о социально-ориентированном потенциале среды);

- мобильность (отражает готовность среды к органичным изменениям);

- устойчивость (обеспечивает представление о ее стабильности) [8].

Для данного исследования наибольшую значимость имеют такие показатели как активность, эмоциональность, осознаваемость, интенсивность, мобильность, устойчивость. На наш взгляд, именно эти показатели, их высокий уровень сформированности, способны предотвратить возникновение отклонений в поведении школьников в сложные периоды их возрастного становления. В противном случае среда может стать фактором риска, способствовать возникновению социально неодобряемых форм поведения, вызывать деформации в поведении и личностном развитии [2; 3].

Одной из главных проблем при решении заявленного вопроса является определение влияния таких внешне средовых факторов как качество образовательной среды, особенности микроклимата в классе, в системе неформальных отношений и отношений в семье. Каждая из заявленных характеристик имеет свое содержание, где наиболее значимыми являются следующие составляющие: наличие комфортной среды в общеобразовательном учреждении; включение в образовательную среду психологического сопровождения. Оно обеспечивает с одной стороны, возможность среде стать развивающим пространством для субъектов совместной деятельности, с другой стороны – помощь подросткам в выработке социально одобряемых форм поведения. Психологическое сопровождение имеет целью задать вектор позитивного жизненного становления, помочь подросткам в процессе адаптации, стимулировать их мотивацию к успешному обучению, формировать комфортный психологический климат в классных коллективах, оказывать психологическую помощь педагогическому коллективу и семье в воспитании подростков и др.

Как видно, среди заявленных характеристик значимое место занимает проблема создания микроклимата в классном коллективе, который имеет огромное значение в формировании социально желательных форм поведения школьников.

Проблема формирования психологического климата в коллективе и его влияния на эффективность совместной деятельности нашла своё отражение в исследованиях Н.П. Аникеевой, В.А. Белоусовой, В.В. Богословского, В.В. Бойко, В. Линник, Л.И. Новиковой, И.В. Шварца и др.

Н.П. Аникеева особое место уделяет формам и содержанию обучения школьников и педагогов позитивным способам общения, что является одним из условий гуманизации отношений и гуманистических установок личности. Их формирование, по мнению автора, возможно при создании необходимого психологического климата. Под психологическим климатом Н.П. Аникеева понимает «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, и моральными нормами и интересами» [1, с. 5].

В качестве основных характеристик психологического климата коллектива исследователи (Н.П. Аникеева, Бойко В.В., И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин) выделяют следующие показатели:

- удовлетворённость членов коллектива взаимоотношениями, процессом совместной деятельности и управления;

- преобладающее настроение;

- взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчинённых;

- степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;

-  сплочённость вокруг целей деятельности;

-  сознательная дисциплина;

-  продуктивная деятельность [1; 5].

Безусловно, все перечисленные характеристики имеют прямое отношение к психологическому климату классного коллектива. Большое значение для субъектов одной группы или коллектива имеет выделение таких показателей как статус в классе; наличие конфликтов в классе; степень участия в совместной деятельности; удовлетворенность системой отношений и т.д. При этом следует выделить те составляющие, которые в первую очередь влияют на формирование поведения подростков: включенность в неформальные отношения; статус в неформальной группе; направленность неформальной группы.

Часто именно подростки уходят из формальной группы (классного коллектива) в группы неформальные. Что обусловлено рядом причин: низкий статус в коллективе; низкая успеваемость, мотивация учебной деятельности и, как следствие, неудовлетворенность выполняемой совместной деятельностью; конфликты в системе формальных отношений и др.

Тот дискомфорт, который испытывает подросток в классе, нередко усиливается негативными отношениями в семье, которая также может являться источником деструктивного поведения ребенка. И это не в меньшей степени влияет на потребность ребенка в поиске референтной для себя группы, в установлении дистанции с семьей или ухода из нее (бродяжничество как форма девиантного поведения).

Семья является той микросредой, жизнедеятельность которой не может определяться законами и нормами, характерными для образовательной среды. Поэтому мы считаем, что сотрудничество с семьей, учет особенностей семьи, семейного воспитания и семейных отношений является одним из дополнительных, но менее важным условием в предупреждении возможных отклонений в поведении подростков.

В исследованиях, где представлен анализ проблемы семьи и семейных отношений, можно выделить те факторы, которые однозначно трактуются как негативные. В частности:

- отвержение (негативное отношение);

- нерациональный стиль воспитания;

- низкая сплоченность и разногласие среди членов семьи по вопросам воспитания и связанная с этим аффективная напряженность и неустойчивость в воспитательном подходе к детям;

- высокая степень противоречивости, непоследовательности и неадекватности;

- более выраженная степень опеки и ограничительности по отношению к каким-либо определенным сферам жизнедеятельности детей;

- повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз и моральных осуждений, несмотря на позитивное отношение к детям и т.д. (по Р.А. Зачепицкому, В.Н. Мясищеву, А.В. Петровскому, Е.К. Яковлевой).

Теория и практика показывают, что во всех перечисленных случаях дети испытывают в семье состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность в существенных для них потребностях и прежде всего: 1) в адекватной эмоциональной заботе, любви, понимании; 2) в самораскрытии, выявлении своего я; 3) в эмоциональном и двигательном самовыражении и пр. При этом огромное значение имеет не столько факт неудовлетворения значимых потребностей, сколько отношение к этому субъекта, носящее часто яркий, аффективный характер. Все это способствует поиску ребенком собственных путей преодоления противоречий, чаще всего неэффективных, что способствует возникновению и проявлению деструктивного поведения.

На наш взгляд, системная, целенаправленная работа педагогического коллектива, специалистов службы сопровождения с семьей подростка будет способствовать с одной стороны повышению родительской компетентности, с другой – оптимизации семейных отношений и повышению личностного благополучия самого подростка.

Программа психологического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению обеспечит школьникам успешную адаптацию, оптимизацию межличностных отношений, дифференциацию профессиональных интересов и выбор будущей профессии; повышение родительской компетентности и психолого-педагогической компетентности учителей. Реализация программы психологического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению в общеобразовательном учреждении может быть эффективной в том случае, если:

- членами педагогического коллектива будет осознана значимость заявленной проблемы;

- учителя, родители будут чётко представлять специфику возрастного развития, и учитывать предрасположенность подростков к нарушению общепринятых норм поведения;

- в образовательном процессе будет осознаваться уровень мотивации подростков как недостаточный и учителя, специалисты службы сопровождения будут готовы к организации целенаправленной психолого-педагогической деятельности, включающей систематический контроль деятельности и поведения подростков, своевременную диагностику, профилактику, консультирование и коррекцию нежелательных форм поведения на протяжении всего переходного возраста.

В целом, проведенный анализ показал, что психологическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению, может быть эффективным при следующих условиях:

- реализация компетентностного подхода, обеспечивающего возможность формирования необходимого и достаточного уровня профессионально-педагогической и родительской компетентности, направленной на достижение поставленной перед педагогическим коллективом, специалистами психологической службы сопровождения, родителями подростков цели и решение обозначенных задач;

- создание воспитывающей среды и гуманизация отношений в школьных и семейных коллективах, обеспечивающих подросткам возможность проявления социально одобряемых личностных характеристик, форм поведения и активной жизненной позиции;

- конструктивное сотрудничество членов педагогического коллектива и специалистов службы сопровождения с семьями подростков, склонных к девиантному поведению, учет особенностей семьи, семейного воспитания и семейных отношений;

 

Литература

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
  2. Бугаец А.Ю. Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающих воздействий образовательной среды на девиантных подростков: авт. дис. к. психол. н.: 19.00.07. – Сочи, 2009. – 22 с.
  3. Войтова, Л.М. Девиантное поведение, трансформация понятий нормы и отклонений в современном российском обществ: дисс. к. социол. н.: 22.00.04. – М., 2002. – 136 с.
  4. Дембицкая О.Ю. Девиантное поведение. Психология суицида и его профилактика. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001. – 72 с.
  5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – СПб., 2005.
  6. Ожегов С.И. Словарь Русского языка: Ок. 57000 слов / С.И. Ожегов. – Екатеринбург: Урал – Советы (Весть), 1994. – 795 с.
  7. Современный словарь по педагогике // Под ред. Е.С. Рапацевича. – Минск: Современное слово, 2001. – 928с.
  8. Юдин Б. О гуманитарной составляющей в образовании //Almamater, 2004. – № 5. – С. 3-5.

Об авторе

Разживина Нина Владимировна – заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ № 10, г. Кисловодска, аспирантка ГОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Разживина Н.В. Психологические условия предупреждения склонности подростков к девиантному поведению [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

в начало